07.11.2023 05:15
    Поделиться

    Защита от коррозии может экономить до 4 процентов ВВП

    Несмотря на сложную геополитическую и экономическую ситуацию, наша страна продолжает реализовать новые масштабные проекты: развитие Севморпути, строительство железнодорожных и скоростных автомагистралей, портов, трубопроводов и т.д.

    Воплощение всех этих проектов потребует миллионы тонн металлоконструкций. И всем им необходима защита от главного врага - коррозии. Экономические потери от нее огромны - они составляют до 30 процентов от годового мирового производства стали. Более того, до 10 процентов подвергшегося коррозии металла теряется в виде ржавчины безвозвратно.

    Кроме того, учитывая возможную коррозию, приходится завышать прочность и сечения несущих конструкций. Это увеличивает расход металла и приводит к дополнительным затратам.

    Если не защитить сталь от коррозии, то уже через два года ей потребуется замена. Одной из самых эффективных технологий защиты, гарантирующих долгий срок службы металла, является цинкование. Оно обеспечивает покрытие равномерной толщины, как снаружи, так и с внутренней стороны изделия, что дает одинаковую защиту полых секций со всех сторон. Срок службы цинкового покрытия пропорционален весу в нем цинка практически при любом методе нанесении. Развитие инфраструктуры предполагает металлоемкое строительство мостов, автомобильных и железных дорог (эстакады, отбойники, электросети и пр.), масштабное строительство идет также в сельском хозяйстве (склады, ангары, с/х комплексы, хозпостройки и т.д.).

    Основная часть спроса на сталь (75-80 процентов) приходится именно на строительство, причем не только в сортовом, но и в плоском прокате. Анализ структуры спроса по отраслям показывает, что строительная отрасль определяет не менее 60 процентов спроса на горячекатаный и холоднокатаный прокат и не менее 80 процентов спроса - на оцинкованный прокат и сталь с полимерным покрытием.

    В последние годы в строительной индустрии активно идет замена бетона, нержавеющей стали и дерева конструкциями из оцинкованной стали и использование антикоррозионных покрытий. Это не только экономически более выгодно, но и обеспечивает коррозионную и огнестойкость, сокращает время на монтаж/демонтаж и сборку, увеличивает срок службы сооружений. У таких конструкций шире область применения, их отличает универсальность (облицовка, кровля, отделка и др.) и способность к формоизменению и свариваемости. Наконец, этот материал экологичен и дает много вариантов для дизайна.

    Объемы потребления цинка являются хорошим индикатором развития экономики и страны в целом. Еще недавно у нас в стране было всего два завода, выпускавших около 290 тысяч тонн цинка для нужд отечественной экономики. Но после пожара в октябре 2018 года на заводе "Электроцинк" во Владикавказе было принято решение не восстанавливать это производство. Оставшийся единственным Челябинский цинковый завод - предприятие полного технологического цикла производства: от добычи и обогащения руды до выпуска высокодисперсного распыленного цинкового порошка - производит около 200-205 тысяч тонн цинка и его сплавов в год. Остальное количество закупается в Казахстане и Узбекистане, частично - в Китае и Иране. Но продолжается строительство нового цинкового завода в городе Верхний Уфалей (Челябинская область) мощностью 120 тысяч тонн цинка в год. Ожидается, что его пуск состоится в 2024-2025 году, что позволит полностью удовлетворить потребности российского рынка в цинке.

    Защита от коррозии с использованием цинка экономически более выгодна и дешевле в эксплуатации, не требует последующего обслуживания, экономит ручной труд, сохраняет окружающую среду и природные ресурсы.

    Кроме того, цинковое покрытие создает привлекательный внешний вид и широкие возможности для дизайна.

    Спрос на горячее цинкование металлоконструкций растет, значит, будет расти и число новых заводов

    Технологии цинкования различны: термодиффузия, распыление, электролиз, использование цинкнаполненных красок, горячее цинкование (погружение стальных изделий в расплавленный цинк). Последний метод является самым надежным и популярным в мире способом защиты стали от коррозии.

    Цинкованием можно защитить и опоры ЛЭП, и дорожные ограждения, и, конечно, строительные металлоконструкции, оцинкованный лист повсеместно используется в автомобилестроении и строительстве. В связи с бурным ростом гражданского и промышленного строительства и восстановлением других отраслей экономики в нашей стране остро стоит вопрос нанесения защитного антикоррозионного покрытия методом горячего цинкования на стальные конструкции и детали, а это широкая номенклатура металлоизделий, используемых практически во всех областях строительства, топливно-энергетического комплекса, городской и транспортной инфраструктуры. В России объемы цинкования листового металла сейчас составляют до 6 миллионов тонн, объемы горячего цинкования металлоконструкций - около 1-1,1 миллиона тонн.

    Фото: Инфографика РГ

    Рынок горячего цинкования готовых металлоконструкций сформировался относительно недавно, еще 20 лет назад у нас в стране было меньше 10 цехов, защищающих стальные изделия по этой технологии. Сейчас в России работает уже более 60 заводов горячего цинкования, построенных по самым современным стандартам технической и экологической безопасности. Безусловно, период эпидемических ограничений затормозил строительство новых заводов, но уже в этом году многие предприниматели ищут возможности для приобретения новых линий горячего цинкования. Однако в связи с тем, что наша страна находится под жесточайшими санкциями, европейские компании не могут поставить уже оплаченное оборудование и выполнять существующие контракты. Вместе с тем, у отечественных заказчиков пока мало опыта работы с поставщиками аналогичного оборудования из Китая. Тем не менее ситуация постепенно выравнивается, находятся новые поставщики оборудования, накопились знания и опыт работы. Спрос на горячее цинкование металлоконструкций растет, значит, будет расти и число новых заводов.

    "На реализацию национальных проектов и госпрограмм выделяются огромные ресурсы, и каждый рубль должен использоваться с максимальной эффективностью", - заявил премьер-министр России Михаил Мишустин на стратегической сессии об итогах реализации национальных проектов и государственных программ в 2022 году.

    Чтобы рационально и по-хозяйски использовать выделяемые средства, необходимо минимизировать и потери от коррозии, увеличив сроки эксплуатации и безремонтной службы строящихся объектов, сохраняя бюджетные средства, природные и энергетические ресурсы для будущих поколений. При использовании технологий защиты от коррозии экономия может достигать 3-4 процентов от ВВП России. Поэтому мы смотрим на будущее антикоррозионных технологий с обоснованным оптимизмом.

    Поделиться