Politico: Страны ЕС обеспокоены рисками использования активов России для Украины

Инициатива Евросоюза конфисковать замороженные российские активы и использовать их для восстановления Украины натолкнулась на опасения некоторых стран, в частности, Бельгии и Люксембурга, пишет Politico.

Поначалу в ЕС поддержали беспрецедентные шаги по использованию российских средств для восстановления Украины. Это случилось в октябре, а глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в минувшие выходные пообещала представить свои предложения к концу года. Однако кое-кто в Евросоюзе воспротивился, высказав обеспокоенность возможными рисками для дестабилизации финансовых рынков, отмечает издание. Теперь, считают эксперты, эти опасения угрожают осложнить инициативу фон дер Ляйен.

Так, премьер-министр Бельгии Александр Де Кроо, выступая перед дипломатами в понедельник, 6 ноября, рассказал, что идут поиски "решения проблемы замороженных активов", и если это решение будет найдено, оно "не дестабилизирует международную финансовую систему".

"Вам нужна правовая основа?" - воскликнул Де Кроо и предупредил, что "Бельгия не может обеспечить эту правовую основу самостоятельно".

Большая часть российских валютных резервов, замороженных странами-участницами санкций, хранится в ЕС. При этом 180 миллиардов евро находятся в бельгийском депозитарии Euroclear, выполняющем функции хранителя российских резервов.

Euroclear получил уже три миллиарда евро прибыли от замороженных активов за первые девять месяцев этого года. Однако понесены и 34-миллионные убытки на управление и юридические издержки по обслуживанию российских счетов.

Издание пишет также, что ЕС уже давно выдвигает идею обложить налогом прибыль от российских активов в пользу Украины, но Европейский центральный банк и некоторые столицы ЕС, включая Париж, Берлин и Брюссель, выражают сомнения. Они опасаются, что этот шаг взбудоражит финансовые рынки и ослабит статус евро как резервной валюты.

В Люксембурге находится еще одна организация, в настоящее время располагающая замороженными российскими активами. Как и Бельгия, герцогство хочет получить гарантии, что не понесет юридических и финансовых рисков, связанных с конфискацией российских средств.

В конце октября официальный представитель МИД Мария Захарова назвала заморозку российских денег воровством.