Эксперт: В Беларуси нет дефицита ни в чем, все заместили. Так же и в России

Чтобы выдержать конкуренцию с мировыми трендами, надо постоянно обновлять модельный ряд изделий.
Чтобы выдержать конкуренцию с мировыми трендами, надо постоянно обновлять модельный ряд изделий. / Роман Щербенков
Еще не так давно, чтобы стильно приодеться, многие предпочитали заграничные вояжи. Сегодня в этом нет необходимости, прилавки магазинов одежды и обуви на просторах Союзного государства мало чем отличаются от европейских или азиатских как по ассортименту, так и по качеству и стоимости изделий.

Проявившаяся пару лет назад санкционная фронда некоторых западных брендов, решивших свернуть деятельность в Беларуси и России, вызвала опасения, что мы, образно говоря, не услышим последний писк мировой моды. Нашим предприятиям пришлось искать новых поставщиков красителей, полиэфирных нитей и чего-то еще. Но пессимистичные прогнозы явно не оправдывались. Место убывших тут же заняли известные азиатские, да и более прагматичные европейские бренды. А главное, обрела второе дыхание отечественная легкая промышленность.

- Нынешний год складывается гораздо успешнее 2022-го как по объему производства, так и по экспорту, - рассказала корреспонденту "СОЮЗа" председатель Белорусского государственного концерна легкой промышленности "Беллегпром" Татьяна Лугина. - Хотя тренд было сложно удержать - снизился курс российского рубля к доллару, что чревато сокращением валютной выручки. Компенсируем это поиском новых рынков, наращиванием объемов производства и поставок. Это дает плоды, с оптимизмом смотрим в будущее... Не считаю, что на рынке легкой промышленности ощущается, будто кто-то ушел. В Беларуси нет дефицита ни в чем, все заместили. Так же и в России.

Товары российской легкой промышленности активно занимают белорусский рынок

Это при том, отметила руководитель отрасли, что продукция белорусского легпрома не из дешевых.

Ведь делается она качественно, по стандартам, из добротного сырья, по новейшим дизайнерским разработкам. Возможно, поэтому успешно конкурирует с масс-маркетом, поступающим из некоторых азиатских регионов. Белорусские предприятия поставляют за рубеж семь из каждых десяти изделий и в этом году планируют довести общий экспорт до двух миллиардов долларов. Более 60 процентов этой суммы приходится на Россию. Благодаря союзной экономической интеграции белорусские товары реализуются там практически на равных с местными, что позволило компенсировать падение поставок в Европу и Украину.

Так что западные санкции пошли предприятию на пользу, считают, например, на одном из крупнейших в Союзном государстве производителей тканей ОАО "Моготекс", продукция которого обладает уникальными защитными свойствами.

- Наше предприятие находится в реестре Минпромторга России, что снимает все барьеры, - показывает положительные тенденции заместитель генерального директора ОАО по коммерции Дмитрий Кастрица. - С помощью в том числе российских партнеров мы заместили западных поставщиков красителей, что было отнюдь не простой задачей. В итоге нарастили объемы производства и экспорта в Россию примерно на 20 процентов. А поставки туда швейных изделий увеличились еще больше.

В легкой промышленности Беларуси, как и во всем мире, преобладают малые и средние предприятия. Однако погоду в объемах валютной выручки делают все-таки крупные фабрики, в свое время изначально создаваемые в расчете на безразмерный рынок СССР, а значит, и России. Наряду с "Моготексом" это относится и к крупному обувному предприятию "Белвест". Масштабы производства (а это 1,3 млн пар обуви в год) позволяют вести планомерную модернизацию. Так, вскоре вступит в строй роботизированный участок по раскрою кож. Солидные средства направляются на прогрессивные дизайнерские разработки и даже научные изыскания - оказывается, стопа у жителей Союзного государства по форме иная, чем у западноевропейцев! В итоге на свет появляется ежегодно обувь примерно полутора тысяч фасонов и моделей. Отсюда - высокий конкурентный потенциал.

- Он позволяет нам уверенно чувствовать себя и на российском рынке, - делает вывод представитель "Белвеста" Сергей Суходолов и подкрепляет его весомыми цифрами: - Если в Беларуси наша торговая сеть насчитывает 100 фирменных магазинов и секций, то в России - 240! Наряду с отечественными используем российские кожи и подошвы.

В легкой промышленности Беларуси, как и в России, традиционно преобладают малые и средние предприятия

И в целом "Беллегпром" делает ставку на развитие в России своей фирменной торговли, инвестирует в ее развитие солидные средства, создавая тем самым в стране-союзнице новые рабочие места. Татьяна Лугина поделилась очередным ноу-хау: в ближайшие годы в России планируется открыть несколько концепт-сторов "На дому", где будет представлен широчайший ассортимент продукции отрасли - аж 10 тысяч наименований товаров! На предприятиях легкой промышленности работают в основном женщины. И символично, что благодаря союзам женщин Беларуси и России открыты два мощных белорусских торговых дома, от чего выиграли в первую очередь простые покупатели.

В свою очередь, товары российского легпрома активно идут на белорусский рынок. На недавно состоявшейся в Минске оптовой выставке-ярмарке продукции легкой промышленности пообщался с представителями псковской швейной фабрики "Славянка", стильные костюмы которой под брендом "Трувор", купленные, к слову, в родном Минске, ношу уже достаточно давно.

- Как относимся к конкуренции с белорусскими предприятиями? - переспрашивает представитель тверской фабрики Ирина Ершова. - По нашему мнению, в Беларуси, как и в России, востребован мужской костюм высокого качества. Чтобы удовлетворить спрос, работаем в две, а то и в три смены. Используем при этом и белорусские камвольные ткани. Но почивать на лаврах опасно. И нам, и нашим белорусским партнерам следует постоянно обновлять фасоны, типы и расцветки тканей, фурнитуры, чтобы соответствовать мировым трендам.

Не менее важно искать и новые пути к сердцу покупателя. Казалось бы, где Минск, а где Вологда?! В том смысле, что "за морем" меховые изделия небольшого предприятия с говорящим названием "Овечкинъ" красивы и доступны по цене, да кто ж туда за ними поедет. Так вот "гора" сама идет к покупателю.

- Белорусам нет никаких проблем выбрать в интернете понравившуюся модель, согласовать размер, оплатить покупку банковской картой "Мир", - поясняет алгоритм покупки представитель фирмы Александр Невский. - Недавно выполняли такой заказ для жителя городка Крупки Минской области. Почта доставила его за три дня, стоимость - 11 белорусских рублей. К сожалению, в почтовом сообщении между Россией и Беларусью пока нет такой опции, как доставка товара наложенным платежом, как это уже осуществляется в работе с Казахстаном.

Так что есть к чему стремиться. В выигрыше будем все мы, покупатели товаров союзной легкой промышленности и их производители.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться