Эксперт: В Беларуси нет дефицита ни в чем, все заместили. Так же и в России
Проявившаяся пару лет назад санкционная фронда некоторых западных брендов, решивших свернуть деятельность в Беларуси и России, вызвала опасения, что мы, образно говоря, не услышим последний писк мировой моды. Нашим предприятиям пришлось искать новых поставщиков красителей, полиэфирных нитей и чего-то еще. Но пессимистичные прогнозы явно не оправдывались. Место убывших тут же заняли известные азиатские, да и более прагматичные европейские бренды. А главное, обрела второе дыхание отечественная легкая промышленность.
- Нынешний год складывается гораздо успешнее 2022-го как по объему производства, так и по экспорту, - рассказала корреспонденту "СОЮЗа" председатель Белорусского государственного концерна легкой промышленности "Беллегпром" Татьяна Лугина. - Хотя тренд было сложно удержать - снизился курс российского рубля к доллару, что чревато сокращением валютной выручки. Компенсируем это поиском новых рынков, наращиванием объемов производства и поставок. Это дает плоды, с оптимизмом смотрим в будущее... Не считаю, что на рынке легкой промышленности ощущается, будто кто-то ушел. В Беларуси нет дефицита ни в чем, все заместили. Так же и в России.
Это при том, отметила руководитель отрасли, что продукция белорусского легпрома не из дешевых.
Ведь делается она качественно, по стандартам, из добротного сырья, по новейшим дизайнерским разработкам. Возможно, поэтому успешно конкурирует с масс-маркетом, поступающим из некоторых азиатских регионов. Белорусские предприятия поставляют за рубеж семь из каждых десяти изделий и в этом году планируют довести общий экспорт до двух миллиардов долларов. Более 60 процентов этой суммы приходится на Россию. Благодаря союзной экономической интеграции белорусские товары реализуются там практически на равных с местными, что позволило компенсировать падение поставок в Европу и Украину.
Так что западные санкции пошли предприятию на пользу, считают, например, на одном из крупнейших в Союзном государстве производителей тканей ОАО "Моготекс", продукция которого обладает уникальными защитными свойствами.
- Наше предприятие находится в реестре Минпромторга России, что снимает все барьеры, - показывает положительные тенденции заместитель генерального директора ОАО по коммерции Дмитрий Кастрица. - С помощью в том числе российских партнеров мы заместили западных поставщиков красителей, что было отнюдь не простой задачей. В итоге нарастили объемы производства и экспорта в Россию примерно на 20 процентов. А поставки туда швейных изделий увеличились еще больше.
В легкой промышленности Беларуси, как и во всем мире, преобладают малые и средние предприятия. Однако погоду в объемах валютной выручки делают все-таки крупные фабрики, в свое время изначально создаваемые в расчете на безразмерный рынок СССР, а значит, и России. Наряду с "Моготексом" это относится и к крупному обувному предприятию "Белвест". Масштабы производства (а это 1,3 млн пар обуви в год) позволяют вести планомерную модернизацию. Так, вскоре вступит в строй роботизированный участок по раскрою кож. Солидные средства направляются на прогрессивные дизайнерские разработки и даже научные изыскания - оказывается, стопа у жителей Союзного государства по форме иная, чем у западноевропейцев! В итоге на свет появляется ежегодно обувь примерно полутора тысяч фасонов и моделей. Отсюда - высокий конкурентный потенциал.
- Он позволяет нам уверенно чувствовать себя и на российском рынке, - делает вывод представитель "Белвеста" Сергей Суходолов и подкрепляет его весомыми цифрами: - Если в Беларуси наша торговая сеть насчитывает 100 фирменных магазинов и секций, то в России - 240! Наряду с отечественными используем российские кожи и подошвы.
И в целом "Беллегпром" делает ставку на развитие в России своей фирменной торговли, инвестирует в ее развитие солидные средства, создавая тем самым в стране-союзнице новые рабочие места. Татьяна Лугина поделилась очередным ноу-хау: в ближайшие годы в России планируется открыть несколько концепт-сторов "На дому", где будет представлен широчайший ассортимент продукции отрасли - аж 10 тысяч наименований товаров! На предприятиях легкой промышленности работают в основном женщины. И символично, что благодаря союзам женщин Беларуси и России открыты два мощных белорусских торговых дома, от чего выиграли в первую очередь простые покупатели.
В свою очередь, товары российского легпрома активно идут на белорусский рынок. На недавно состоявшейся в Минске оптовой выставке-ярмарке продукции легкой промышленности пообщался с представителями псковской швейной фабрики "Славянка", стильные костюмы которой под брендом "Трувор", купленные, к слову, в родном Минске, ношу уже достаточно давно.
- Как относимся к конкуренции с белорусскими предприятиями? - переспрашивает представитель тверской фабрики Ирина Ершова. - По нашему мнению, в Беларуси, как и в России, востребован мужской костюм высокого качества. Чтобы удовлетворить спрос, работаем в две, а то и в три смены. Используем при этом и белорусские камвольные ткани. Но почивать на лаврах опасно. И нам, и нашим белорусским партнерам следует постоянно обновлять фасоны, типы и расцветки тканей, фурнитуры, чтобы соответствовать мировым трендам.
Не менее важно искать и новые пути к сердцу покупателя. Казалось бы, где Минск, а где Вологда?! В том смысле, что "за морем" меховые изделия небольшого предприятия с говорящим названием "Овечкинъ" красивы и доступны по цене, да кто ж туда за ними поедет. Так вот "гора" сама идет к покупателю.
- Белорусам нет никаких проблем выбрать в интернете понравившуюся модель, согласовать размер, оплатить покупку банковской картой "Мир", - поясняет алгоритм покупки представитель фирмы Александр Невский. - Недавно выполняли такой заказ для жителя городка Крупки Минской области. Почта доставила его за три дня, стоимость - 11 белорусских рублей. К сожалению, в почтовом сообщении между Россией и Беларусью пока нет такой опции, как доставка товара наложенным платежом, как это уже осуществляется в работе с Казахстаном.
Так что есть к чему стремиться. В выигрыше будем все мы, покупатели товаров союзной легкой промышленности и их производители.