По ее данным, документ одобрен представителями профильных ведомств трех стран - России, Узбекистана (РУз) и Кыргызстана.
Российскую сторону на переговорах по мультимодальному коридору представлял статс-секретарь - замминистра транспорта РФ Дмитрий Зверев. Кыргызскую - глава минтранса КР Тилек Текебаев. От узбекской стороны меморандум заверил министр транспорта РУз Илхом Махкамов.
Подписанию документа, вместе с тем, предшествовала серия встреч на разных уровнях. В первом квартале 2023 года прошли знаковые переговоры в Астрахани, где участников будущего транспортного коридора знакомили с возможностью портов России. Сам же проект предполагает прямое участие в нем Туркменистана, порты которого связаны паромным сообщением с российскими. Путь пролегает в обход Казахстана, транзит через который время от времени осложняется из-за длительных процедур контроля и подобных мер.
Инициатива организации мультимодальных грузоперевозок по каспийскому коридору принадлежит кыргызской стороне. Ее представляют сразу три участника - минтранспорта и коммуникаций (МТиК) КР, минэкономики и коммерции, а также транспортные компании страны. Как заявил ранее начальник управления автомобильного и железнодорожного транспорта МТиК Адылбек Акматов, альтернативный коридор позволит увеличить товарооборот республики с РФ.
На территории Узбекистана и Туркменистана для перевозки грузов можно использовать железные дороги либо - в качестве альтернативы - большегрузные автомобили. Причем кыргызская сторона рассматривает именно этот вариант в качестве приоритетного. На первых порах контейнеры из Кыргызстана, как предполагается, будут доставлять в морской порт Туркменбаши на автотрейлерах. Затем уже на паромах в Россию - через порты на Волге. Ведь только в Астрахани имеется несколько десятков терминалов, способных принимать разнообразные грузы.
В минтранспорта КР отмечают, что кыргызская сторона готова на первых порах обеспечить ежедневный поток в сорок автомашин. В перспективе он может увеличиться до 150-200 большегрузов в сутки. Но для того чтобы обслужить такой объем перевозок, требуется решить вопрос с паромным сообщением.
Как полагают в минтранспорта, альтернативный коридор позволит заметно увеличить товарооборот между странами. Если межгосударственный проект состоится, в портовой особой экономической зоне Туркменистана создадут логистический центр, в котором товары из Кыргызстана будут храниться до отправки в Россию, а стороны откроют для грузоперевозчиков регулярную судоходную линию