Блокчейн делает искусство инвестиционным трендом

Традиционно считается, что мировые шедевры искусства, которые потенциально могут принести большую прибыль, доступны не просто богатым, а ультрабогатым людям. При этом инвестиции не гарантируют стабильной, даже средней доходности.
Токенизация позволяет покупать часть арт-объекта. Растет в цене картина - растет доля владельца.
Токенизация позволяет покупать часть арт-объекта. Растет в цене картина - растет доля владельца. / Алена Узбекова

За последние 20 лет на рынке было несколько лопнувших пузырей. Это очень рисковый инструмент, отмечает в разговоре с "РГ" эксперт в сфере финансовых технологий, коллекционер Андрей Волков. Главные площадки-офлайн - Сhristie's, Sotheby's и еще несколько аукционных домов, собирают 90 процентов денег.

Однако цифровизация приходит и в эту консервативную сферу и постепенно отвоевывает место под солнцем, в том числе благодаря более низким чекам. Интернет-торги дают возможность покупать предметы искусства по цене от тысячи долларов.

При этом технологии блокчейна делают доступнее ранее закрытый рынок инвестиций в искусство за счет привлечения новых денег, коллекционеров, и создания новых форматов распространения искусства.

Предмет искусства токенизируется, то есть с него делается цифровой слепок. Токенизация - это процесс замены реальных данных актива на уникальные токены, которые представляют собой цифровые отпечатки этого актива. Она позволяет создавать записи о праве владения активом в блокчейн-реестре. Токенизация открывает новые возможности для инвесторов.

"Демократичным и востребованным способом вложения в искусство является технология fractional ownership - совместное владение. Предмет искусства "токенизируется" и разделяется на несколько частей. Это позволяет стать совладельцем мирового шедевра, не затрачивая миллионы долларов на покупку, коллекционеры владеют частью предмета искусства совместно", - отмечает в разговоре с "РГ" основатель культурного пространства "Третье место" Ольга Звагольская.

"Благодаря токенизации можно покупать лишь часть арт-объекта и, например, владеть небольшой долей картины Ван Гога за сравнительно небольшие деньги. Растет Ван Гог - растет доля владельца токена", - добавляет Владимир Шабасон, основатель ИТ компании Self и проекта MyInvest.Art.

По данным The Art Newspaper, продажи NFT - токенов, которые используются для обозначения прав собственности на уникальные объекты, в 2022 году в 70 раз превышают показатели 2020-го. "Однако инвестирование в цифровое искусство имеет свои особенности и риски, в первую очередь, связанные с высокой волатильностью рынка и низкой ликвидностью. Стоимость цифровых работ может резко измениться, и инвесторы могут потерять значительные суммы денег. Также существуют риски в части субъективного определения ценности цифрового искусства, особенно когда речь идет о NFT", - говорит Ольга Звагольская.

"Но есть и новые тренды - токенизация физических активов под руководством опытных кураторов, обеспеченных реальными предметами искусства - купи чуть-чуть Дега. Галереи выпускают свои токены, художники - свои", - добавляет Андрей Волков. Цифровизация перестраивает структуру рынка. Упоминаемые Сhristie's, Sotheby's и многие другие площадки переходят в онлайн-пространство, позволяя покупателям посещать аукционы и покупать предметы искусства из любой части мира. Это придает разнообразие и обеспечивает доступ к произведениям искусства, говорит Екатерина Берсенева руководитель пиар-службы школы дизайна и технологий Bang Bang Education.

Консервативные аукционные дома подстраиваются под цифровые реалии, обеспечивая широкий доступ к предметам искусства

Теперь покупатель и продавец могут напрямую контактировать через соцсети и специальные приложения. Омолодился пул покупателей, коллекционеры из Азии и Америки не боятся покупать NFT. "Покупатель легко может сам найти художника, который ему нравится, посетить онлайн-галерею, поучаствовать в онлайн-открытии выставки и решить, насколько ему важно приобрести работу в коллекцию. Под этот новый рынок подстраиваются такие корпорации, как аукционные дома и платформы вроде Artsy, которые дают клиентам облегченную навигацию в мире искусства", - отмечает Алиса Лисовская, искусствовед, специалист по арт-инвестициям и аналитике арт-рынка.

Сегодня инвестиции в такие области, как работы начинающих художников, произведения уличного и цифрового искусства, могут быть прибыльными, говорит художник, член Международного художественного фонда Анастасия Круглова. "Новые имена предлагают потенциал для экспоненциального роста, а проекты уличного искусства получили широкое признание, привлекая более широкую аудиторию", - отмечает эксперт. Средняя рентабельность инвестиций в современное искусство значительно варьируется в зависимости от репутации художника, качества его произведений и рыночных тенденций.

Тем временем в России процесс токенизации предметов искусства стал возможен только в 2022 году с началом функционирования информсистем, в которых выпускаются цифровые финансовые активы, отмечает Елена Баракина, доцент юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ. "Именно на таких площадках в виде ЦФА, в соответствии с российским законодательством, возможно реализовать NFT. В этом году выпущены ЦФА на российской платформе "Атомайз" по совместному проекту крупной коммерческой компании и Эрмитажа под названием "Цифровое искусство". Обладатели данных ЦФА будут иметь цифровые права на денежное требование и пользование объектом интеллектуальной собственности", - говорит Елена Баракина.

По мнению эксперта, цифровое искусство может иметь и социально-значимый отложенный эффект, так как привлечет внимание и финансирование для сохранения культурного наследия.