"Письма-самолетики" из Бишкека в Москву

Театральное искусство Кыргызстана на пороге столетия
97 лет назад во Фрунзе открылась первая музыкально-драматическая студия, что стало первым шагом к созданию в Кыргызстане театрального искусства. Об этом в беседе с корреспондентом "РГ" напомнил Жаныш Кулмамбетов - кыргызский писатель-драматург, театровед и критик.
Жаныш Кулмамбетов: Культура - основа нации. Без нее с духовным кризисом не справиться.
Жаныш Кулмамбетов: Культура - основа нации. Без нее с духовным кризисом не справиться. / Данияр Каримов

С Жанышем Осмоновичем мы встретились после его возвращения из Москвы, где прошел Шестнадцатый Международный театральный фестиваль имени Чехова. На его площадке выступил и коллектив из Кыргызстана. Он представил публике постановку "Письма-самолетики" по мотивам произведений Эрика-Эмманюэля Шмитта "Оскар и Розовая Дама" и "Мсье Ибрагим и цветы Корана" - о детстве, смерти, жизни и мечтах.

В спектакле участвовала необычная труппа - куклы и драматические актеры Государственного театра молодежи и юного зрителя им. Бакен Кыдыкеевой (Бишкек). В "Письмах-самолетиках" рассказывается о маленьком мальчике Артуре, который понимает, что скоро умрет. По совету санитарки, которая становится ему близким другом, ребенок начинает писать письма Богу. Складывая их в самолетики, он запускает их в больничное окно.

Это, конечно же, вряд ли было бы возможным без исторического для Кыргызстана события, случившегося почти столетие тому назад. Та - самая первая - драматическая студия во Фрунзе, по мнению Жаныша Кулмамбетова, стала отправной точкой для новой музыкальной и театральной культуры, письменной драматургии.

- Творческая интеллигенция нашей республики была сформирована на базе этой студии, где она могла перенимать опыт русской и мировой культур, - подчеркивает он. - А в 1941 году - только вдумайтесь! - прошел первый выпуск наших кыргызских артистов и режиссеров из ГИТИСа. Наши таланты учились и в Щепкина, и в Ленинградском театральном институте. После развала Союза, к сожалению, эта практика прекратилась. Радует, что в рамках российско-кыргызского сотрудничества мы возобновили обучение наших молодых ребят и уже опытных театралов в ведущих театральных институтах Москвы и Санкт-Петербурга.

Важно это, уточняет собеседник "РГ", потому что театральный Кыргызстан испытывает самый настоящий кадровый голод.

- Режиссеров, ставящих постановки на сцене, в республике никогда не было много, пачками их не выпускают, - отмечает он. - А ведь у нас в республике на сегодня работают 18 театров! Все они субсидируются государством. Правительство начало выделять достаточно серьезные деньги на постановки. Этого не было в течение 30 лет, когда дотаций от государства хватало только на то, чтобы сохранить, что мы приобрели, накопили за время СССР, что стало неотъемлемой частью нашей культуры! Перед нами большие внешние вызовы, противостоять которым можно только культурой и языком. Это основа нации. Без культуры с духовным кризисом не справиться.

Московский мюзикл

- Каждая такая поездка особенно ценна, - делится впечатлениями от визита в Россию Жаныш Кулмамбетов. - Мы с коллегами побывали на фестивале Чехова, посетили Конфедерацию театральных союзов - раньше это был Союз театральных деятелей СССР. Михаил Швыдкой пригласил нас в Московский театр мюзикла. Это, конечно, очень интересный проект. По сути цирк с драматургией. Впечатлений - масса! Конечно же, я загорелся идеей организовать стажировку нашей талантливой молодежи при поддержке нашего минкульта и Конфедерации театральных союзов РФ.

По словам Жаныша Кулмамбетова, обмен опытом как никогда важен для театров Кыргызстана.

- Нам есть, чему и у кого учиться, - утверждает он. - Собственно говоря, мы всегда учились у наших российских коллег, и именно так и создавали свою новую театральную культуру. Но мы пока, к сожалению, очень далеки от уровня театров более крупных стран. Современные театры в масштабах России, да и в соседнем Казахстане обновляются. Они становятся доступны и доходчивы для молодежной аудитории, пользуются новыми изобразительными инструментами. Например, на подмостках стали ставить эпосы, представляя их в более упрощенной, комиксовой форме. Что, конечно, вызывает интерес у аудитории.