В последнее время закрылось несколько крупных продуктовых гипермаркетов. Дело совсем плохо?
Игорь Караваев: Активная трансформация потребительского рынка стала непростым испытанием для сетевых продовольственных гипермаркетов. Признаки замедления роста появились еще раньше, но настоящим потрясением стала пандемия: в 2020 году покупательский трафик падал на 10-15%. Особенно это коснулось магазинов площадью от 4 тыс. кв. м. Падение трафика и продаж в крупных форматах продолжалось на протяжении последних нескольких лет, и крупные ретейлеры не только начали оптимизацию за счет изменения ассортимента и сокращения площади, но и закрыли ряд нерентабельных магазинов. Одним из ярких символов наступающих изменений стал процесс трансформации сети гипермаркетов "Карусель", начавшийся в 2019 году. Последний гипермаркет Х5 Group закрыла в феврале 2023 года. В целом по итогам 2022 года натуральные продажи в гипермаркетах оказались самыми низкими среди всех каналов ретейла (минус 14,4% год к году по оценкам Nielsen IQ). В итоге для рынка сложившаяся картина стала знаком тревожности за будущее формата.
В чем причины такой ситуации?
Игорь Караваев: Одна из причин - изменение привычек покупателей, укрепление трендов на локализацию и рационализацию потребления: больше семей отказываются от еженедельных поездок в крупные гипермаркеты в пользу покупок в магазинах у дома. Другие важные факторы, повлиявшие на показатели эффективности магазинов, - снижение покупательской способности россиян, сокращение трафика в крупных торговых центрах (особенно в пандемийный период), на арендованных площадях которых расположена часть гипермаркетов. В условиях экономии и перераспределения потребительского спроса активно растущим каналом в офлайн-ретейле стали дискаунтеры.
По данным экспертов рынка, натуральные и денежные продажи в гипермаркетах в 2023 году по-прежнему снижались. Но, с другой стороны, отчетность крупнейших компаний за полугодие и девять месяцев 2023 года показывает, что у сегмента есть перспективы. По итогам II квартала рост продаж, трафика и среднего чека магазинов больших форматов у "Магнита" составил 5,1%, 3,1% и 1,9% соответственно, а крупнейшая сеть гипермаркетов "Лента" в третьем квартале показала рост сопоставимых продаж на 8,7%. У "Ленты" почти весь рост выручки обеспечили гипермаркеты, а в 2023 году компания открыла еще три новых магазина. При этом ретейлер активно оптимизирует сегмент магазинов малых форматов, закрыв более 100 торговых точек.
Какой выход?
Игорь Караваев: Сейчас ретейлеры находятся в процессе балансировки и адаптации гипермаркетов к новым условиям. "Лента" уже заявила, что продолжит развивать формат за счет упрощения ассортимента и изменения ценообразования в сторону дискаунтеризации. Именно в таком ценовом сегменте себя стабильно чувствуют и гипермаркеты "Магнита". Но тактические ходы для "оживления" крупного формата состоят не только из оптимизации ассортимента, ценовой политики и развития онлайн-сервисов. Для продовольственного направления эффективным бизнес-решением стала передача части помещений магазинов площадью более 4 тыс. кв. м. офлайн-партнерам и организация собственных дарксторов (магазинов-складов. - Прим. ред.). Среди других решений - расширение эксклюзивного ассортимента, отличного от "магазинов у дома" и супермаркетов, переход в собственное производство внутри магазинов (колбасное, кондитерское, рыбное), размещение кафе и зон для комплементарного посещения магазина. Собственный общепит успешно привлекает трафик, и этот инструмент используют практически все операторы супер- и гипермаркетов: "Магнит", X5 Group, "Лента", "Ашан", "Глобус", "Азбука вкуса", SPAR. В свою очередь коллаборации с event-сервисами особенно актуальны в регионах и подразумевают размещение на площадках гипермаркетов фестивалей, конкурсов, встреч сообществ, общественных пространств.
Сейчас очевидно одно - такими, какими гипермаркеты были 3-4 года назад, они уже не будут. Их будущее зависит от того, какую уникальность они предложат клиентам. Опыта у крупного ретейла достаточно, чтобы эта трансформация оказалась успешной.