Кроме того, для участников исследовательского рынка могут ввести строгие критерии. Соответствующий законопроект включен в примерную программу заседаний Госдумы в ноябре.
Речь идет прежде всего о крупных зарубежных компаниях, которые ведут исследовательскую деятельность в России, пояснил "РГ" президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. Эти компании занимаются ретейлаудитом - в нескольких тысячах торговых точек по всей России постоянно фиксируются цены, изучаются объемы продаж на сотни товаров и затем оформляются подробные отчеты. Также законопроект может коснуться компаний, ведущих мониторинг бытовой техники и исследующих особенности фармацевтического рынка.
Информация о стоимости товаров повседневного спроса, составе потребительской корзины или динамике трат на лекарства интересна не только деловым кругам за рубежом, но и политикам, считают авторы законопроекта.
Разработанный группой депутатов законопроект предполагает введение ограничений на деятельность зарубежных компаний - исследователей российского рынка. Заниматься сбором данных предлагается разрешить юрлицам, зарегистрированным в России. Не менее 80 процентов их уставного капитала должно принадлежать российским компаниям или физлицам. Серверы, где хранятся собранные данные должны быть размещены на территории России.
Однако вопрос стратегической безопасности надо отрегулировать не в ущерб отечественному исследовательскому сообществу, отмечает Игорь Березин. Крупные зарубежные компании имеют разветвленную инфраструктуру, конкурировать с ними пока сложно. В России есть компании, которые профессионально занимаются маркетингом, и надо поддержать их. Также в законопроекте есть требование, чтобы анализом рынка занималось российское юрлицо с размером годовой выручки не менее 30 миллионов рублей. Это сразу отсекает скромные региональные компании. По мнению Игоря Березина, этот порог доступа должен быть существенно снижен, чтобы отечественная аналитика начала развиваться активнее.
Кроме того, возможности российских компаний, которые способны заместить зарубежных исследователей, ограничены из-за деятельности западных фирм, за много лет завоевавших достаточно серьезную долю рынка, соглашается доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Государственного университета управления (ГУУ) Максим Чирков.
Инициатива поможет ограничить возможности со стороны западных стран собирать информацию в России, чтобы ввести дополнительные санкции, считает он. Но существует опасность, что зарубежные компании смогут собирать данные через своих российских подрядчиков, так как эта деятельность не связана с перемещением материальных ценностей, а является оказанием услуг, которые легко делегировать другим компаниям, замечает эксперт.
Данные об исследовании рынка и потребительского поведения россиян могут стать оружием в информационной войне, например, спровоцировать ажиотажный спрос на товар, распространив ложные сведения о нехватке его в магазинах, добавляет директор Института экономики и финансов Государственного университета управления Галина Сорокина.
"Инициатива депутатов, с одной стороны, направлена на ограничение конкуренции на рынке маркетинговых исследований, с другой - является разумным государственным протекционизмом для поддержки российских исследовательских компаний и служит барьером в гибридной войне против России", - считает она.
Россия обязана защитить материалы маркетинговых исследований от утечек, однако пока об этом в законопроекте информации нет, замечают эксперты.
Очевидно, что сбор информации зарубежными компаниями в России прекращен не будет, даже после того как они покинут Россию. Они продолжат искать доступ к сведениям о нашем потребительском рынке. Потому, вероятно, отечественные компании, которые изучают рынок, должны будут предпринять меры для защиты информации, отмечают эксперты.