Отдельное внимание в новой редакции стратегического направления уделено внедрению искусственного интеллекта (ИИ) в транспортную отрасль. Его использование предусмотрено в рамках большей части проектов, таких, как "Беспилотные логистические коридоры", "Автономное судовождение", "Беспилотные авиационные системы", "Бесшовная грузовая логистика" и "Зеленый цифровой коридор пассажира".
Внедрение ИИ в направление "Зеленый цифровой коридор пассажира", например, позволит к 2030 году на 700 объектах транспортной инфраструктуры использовать биометрию для допуска пассажиров. Также ожидается, что к 2030 году в 600 городах на автобусных маршрутах будет использоваться безбарьерная оплата проезда. Однако везде есть подводные камни. Так, председатель Общественного объединения пассажиров (ООП) Илья Зотов считает, цифровизация не всегда положительно воспринимается гражданами.
"Безбарьерная оплата воспринимается положительно, когда речь идет, например, про банковские карты, однако пассажиры достаточно негативно относятся к facepay - оплате проезда лицом, и не спешат присоединяться к этой инициативе. Поэтому затраты на реализацию этого направления могут быть неоправданными", - делится мнением эксперт.
Он также добавил, что при внедрении цифровизации в транспортную отрасль важно не забывать про безопасность инфраструктуры. Так, необходимо продумать и не допускать возможных проблем с навигацией, чтобы избавить цифровые сервисы от дополнительной нагрузки и рисков. Также важно сделать все возможное для того, чтобы не допустить полной остановки цифровой транспортной системы по причине кибератак.
Директор Центра исследований Умного города ФГРР НИУ ВШЭ Константин Трофименко отмечает, что принятие новой редакции стратегического направления крайне важно для развития беспилотных систем.
"Сейчас в отношении беспилотников действует экспериментальный правовой режим, в рамках которого эти средства эксплуатируются на дорогах общего пользования. Однако при таком подходе есть ряд ограничений. Например, если случится хотя бы одно ДТП с летальным исходом с участием беспилотного автомобиля, то эксперимент признается неудачным и прекращается. Поэтому необходимо заранее продумать, как предотвратить подобные ситуации", - комментирует Трофименко.
Согласно стратегии, в 2024 году трафик беспилотных транспортных средств на трассе М-11 "Нева" может составить 11 тыс. штук в год. Тогда же по всем участкам трассы будет запущено движение грузовых беспилотных тягачей 4-го уровня автоматизации.
Обычно 95% ДТП происходит по вине водителя, а с введением в жизнь беспилотных грузовых автомобилей можно полностью исключить человеческий фактор, считает эксперт. Однако при этом появятся новые, принципиально другие риски, как, например, сбой оборудования или несовместимость разных протоколов обмена связи. "Решить такие проблемы беспилотников в теории невозможно - решение придет только опытным, экспериментальным путем. Поэтому принятие новой редакции стратегического направления цифровизации транспортной отрасли считаю очень своевременным и необходимым", - делится Трофименко.