На Урале семья с 12 детьми отстояла право на получение пособий

В семье Кириченко, где подрастает дюжина ребятишек, есть любимое упражнение на выносливость и стойкость: все от мала до велика делают планку. Даже трехлетняя Вика сжимает кулачки, равняясь на старшего брата - десятиклассника Максима. Мама Екатерина сама готова возглавить команду, ведь упорство в достижении цели у Кириченко - семейная черта. Совсем недавно им удалось, как говорят малыши, "победить робота", точнее автоматизированную систему начисления социальных пособий, и вернуть право на детские выплаты.
Янис и Екатерина Кириченко верят в свои силы и в счастливое будущее детей.
Янис и Екатерина Кириченко верят в свои силы и в счастливое будущее детей. / Татьяна Андреева/РГ

Не вписались в норматив

Скажи полгода назад Янису и Екатерине, что их ребятишек могут лишить поддержки государства, Кириченко посчитали бы это бредом. Своей дружной семьей они гордятся. И заслуженно: 12 детей по нынешним временам - большая редкость, обычно молодые родители (а супругам нет и 40) заводят не больше трех. К этому решению Кириченко пришли осознанно, не по религиозным и тем более меркантильным соображениям. Просто они очень любят детей, верят в их счастливое будущее и свои силы.

- Считаю, у нас образцовая семья. На таких все держится. Ребята вырастут, станут профессионалами, начнут приносить пользу государству, - искренне, не смущаясь ноток пафоса, заявила нам при встрече Екатерина и не менее категорично добавила: - Мы бы и сами подняли всех на ноги. Но, если законом предусмотрена помощь, почему должны отказываться?

Известие о полном лишении материальной поддержки Кириченко получили в июне нынешнего года. Огорошили их, так сказать, автоматом. Вначале на портале госуслуг увидели уведомление, что надо подать очередной пакет документов для начисления выплат. Процедура подтверждения статуса традиционная и вопросов никогда не вызывала. Но, когда справки отправили, в ответ пришло ошарашивающее сообщение: ваша семья не относится к категории нуждающихся. За последний год вы стали владельцами земельного участка.

Понятно, у многодетных ценна каждая копеечка. Зарплата родителей (Янис работает водителем, Екатерина - в благотворительном фонде) достойная, но ее хватает только на оплату коммуналки да на продукты. Все пособия супруги тратили строго на детей. Общая сумма выплат немалая. Но, если разделить на каждого из двенадцати, выходило меньше прожиточного минимума - по 10 тысяч на ребенка. Львиную долю - примерно 70 процентов - направляли на оплату секций, кружков, репетиторов. Остальное откладывали на черный день.

Кириченко не вписались в нормативы оценки нуждаемости из-за участка в 25 соток в Тугулымском районе

И он пришел откуда не ждали. В региональном отделении Социального фонда России многодетной маме объяснили: Кириченко не вписались в нормативы оценки нуждаемости из-за земельного участка в 25 соток, расположенного в Тугулымском районе - одном из самых отдаленных, в 300 километрах от Екатеринбурга.

Новые реалии

Новая система социальных выплат введена в стране с нынешнего года. Она предполагает единое универсальное пособие для всех нуждающихся - около 14 тысяч рублей. Все документы отправляют на один адрес в электронном виде, но правила жесткие, учитывают не только финансовые показатели - доход на каждого члена семьи, но и имущественные - жилье, авто, земельные участки и прочую собственность. А решение отказать или одобрить выплаты принимают не сотрудники социальных служб, а автоматизированная система. Программа тщательно проверяет в базе данных информацию о заявителе и при малейшем отступлении от критериев отклоняет заявление. Например, если прожиточный минимум, рассчитанный на всех домочадцев, превышен хоть на пять рублей, вы тут же получите от ворот поворот. У Кириченко не соответствует норме общая площадь земли с учетом дома: для многодетных с городской пропиской она не должна быть больше 25 соток. При этом такие нюансы, как кадастровая стоимость или место, где он находится - в элитном поселке или глухой деревне, программа не учитывает.

- Парадоксальная ситуация: чтобы рассчитывать на поддержку государства, мы не имеем права развиваться. Выгоднее ничего не делать, ничего не приобретать, а просто сидеть сложа руки в ожидании пособий, - высказался о новых реалиях папа и главный кормилец Янис.

Бороться не привыкать

В категорию городских жителей Кириченко попали недавно. Сейчас они живут в большом трехэтажном коттедже на окраине Березовского, в двух шагах от Екатеринбурга. Это подарок: пару лет назад уральский предприниматель и меценат Игорь Алтушкин, проникшись историей многодетной семьи, купил для них дом. Со стороны он выглядит внушительно, но внутри обстановка аскетичная: никаких шикарных интерьеров, старенькая потертая мебель, доставшаяся от прежних хозяев. Главный плюс - простор: у каждого ребенка своя комната, общий зал в 70 квадратов, где все собираются по вечерам поиграть, позаниматься, обсудить возникшие проблемы. Именно здесь Екатерина сообщила детям: придется затянуть пояса - в социальных пособиях отказано. И добавила: будем бороться.

Бороться Кириченко не привыкать. За годы семейной жизни они хлебнули вдоволь. Когда появились первые четверо детишек, сгорел отчий дом в одном из сел Тюменской области. Никакого жилья местные власти не предложили, пришлось на новую крышу над головой потратить материнский капитал. 320 тысяч хватило на приобретение небольшого, в полторы комнаты, домика в селе Верховино Тугулымского района соседней Свердловской области. Обычная бревенчатая изба привлекла ладной теплой печью и внушительным, в 25 соток, огородом. Он помог выжить в тяжелые годы: на грядках и подворье трудились все, включая самых младших. В семейном архиве хранится фото: средний сын Никита оседлал хряка и гонит непослушную животину в хлев.

Для расширения хозяйства Кириченко подали документы на выделение дополнительного участка под строительство. Районная администрация предоставила 12 соток на территории соседнего заповедного леса, где даже кустик вырубать запрещено. После долгих разбирательств лесное ведомство через суд землю отобрало. Громкий скандал дошел до СМИ, о нем писала и "Российская газета". Именно благодаря публикациям Кириченко почувствовали поддержку уральцев и переселились в большой дом. Но, обосновавшись в Березовском, тугулымскую избушку не забросили. С наступлением каникул старшие дети с отцом частенько отправляются в глубинку порыбачить, отдохнуть, набраться энергии.

- Мы никогда не планировали продавать этот участок. Хотели оставить детям как родовое гнездо. Не случайно он куплен на материнский капитал. Капитал должен остаться им. Ведь земля - ресурс, на который всегда можно рассчитывать, он прокормит, что бы ни случилось. Может, кто-то из детей в будущем захочет стать фермером. Да и как по одним параметрам оценивать участок в далекой таежной деревне, стоящий копейки, и, к примеру, подмосковные сотки в миллион? - недоумевает Екатерина.

Финт с пропиской

Но выживать при новой системе нужно, и ближе к осени Кириченко все-таки надумали выставить на продажу родовую усадьбу. К счастью, оказалось, быстро совершить сделку невозможно: собственниками являются все родившиеся на момент покупки дети и для оформления документов требуется время. Пока формировали бумаги, в региональном отделении Социального фонда предложили другой, более хитрый вариант - вернуться в Верховино: официально прописаться в селе и спокойно пользоваться землей (сельским жителям положен целый гектар). При этом фактически семья остается жить в городе, дети ходят в местные садики, школу, секции и кружки.

На финт с пропиской Кириченко согласились, и им тут же, через автоматизированную систему фонда, вернули статус нуждающихся. Но необходимость хитрить и изворачиваться ребят вовсе не радует. Не для того законы принимают, чтобы честные люди искали лазейки и пути обхода. К тому же, по утверждению Екатерины, их случай не единственный:

- Наша история вызвала огромный резонанс, получаем сообщения со всех уголков страны. Вот из Татарстана информация: по статистике, 62 процента подавших документы на социальную помощь получили отказ. Это больше половины. У нас что, все нуждающиеся олигархи? Или под каким углом посмотреть?

Цифра

30 процентов уральских семей получили в 2023 году отказ в выплате единого социального пособия, по данным Свердловского отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ.