В коротком промежутке между мероприятиями корреспонденту "РГ" удалось поговорить с заместителем руководителя Россотрудничества Павлом Шевцовым.
- Павел Анатольевич, расскажите о самом сильном впечатлении от форума?
Павел Шевцов: Выступая с трибуны перед директорами школ, рассказывая о российских практиках, о планах развития и сотрудничества и видя в зале живой отклик, понимаешь, что партнеры разделяют наши цели. А значит, мы на правильном пути. Ради таких реакций, такой открытости мы и проводим форум директоров.
Это, кстати, уже второе мероприятие. Я присутствовал на открытии первого форума и могу сказать, что именно по отзыву директоров мы поняли, что надо будет проводить следующий. Скажу, в чем важность проведения таких мероприятий именно с руководителями школ - это люди, которые организовывают образовательный процесс в рамках конкретного учреждения и во многом определяют политику развития школы, в том числе с точки зрения качества преподавания русского языка. Они же создают внутри школы атмосферу развития ребенка. Чтобы ребенок не просто получил некий набор компетенций или знаний, которые ему когда-то понадобятся на среднем уровне.
- Что вы подразумеваете под атмосферой?
Павел Шевцов: Каждый ребенок безусловно талантлив. Наша задача не только увидеть этот талант, но и показать его самому ребенку. И, отталкиваясь от этого, привить ему желание учиться. Печальная и повсеместная тенденция, что частенько дети не понимают, зачем они идут в школу. Понимание приходит гораздо позже, но нередко поздно. И задача преподавателя зажечь в ребенке огонь, привить желание учиться! Вот для этого и нужно понимать таланты ученика, его сильные стороны. И задействовав их школьник сможет получать удовольствие от обучения. В том числе и это мы обсуждаем в рамках форума. Для этого мы и встречаемся с директорами, чтобы они могли прочувствовать эти посылы и передать учителям.
- Какие ключевые вопросы вы обсуждали на полях форума?
Павел Шевцов: Один из самых важных - вопрос помощи Кыргызстану в подготовке учебных пособий для директоров и учителей, в повышении их квалификации. Например, сейчас Россия активно развивает новые технологии преподавания предметов, в том числе в формате онлайн. Это не значит, что всю школу надо перевести в "удаленный" формат, ни в коем случае. Учитель должен видеть глаза ребенка. Но в онлайн-инструментах также есть свои плюсы и уникальные нюансы.
Со стороны кыргызских партнеров есть интерес, например, к бесплатному доступу к российским материалам, которыми они могли бы воспользоваться. Еще мы много говорим о науке. Может быть, в фундаментальной форме она в школе не присутствует, но мы же понимаем, что потом все ее наработки так или иначе спускаются в средние образовательные учреждения. И если мы с вами не будем следить за трендами, развитием науки, то пропустим момент. То есть знания, которые мы даем в школе, будут неактуальны.
- Расскажите о соглашении, которое было подписано между некоторыми российскими и кыргызстанскими школами?
Павел Шевцов: Это прекрасный проект. Сотрудничество между конкретными школами будет проявляться в нескольких аспектах. Во-первых, это будут взаимные визиты учителей. То есть не просто обмен какими-то новшествами, методиками, а непосредственное - на месте - знакомство с ними, с тем, как они прорабатываются в процессе обучения и как на них откликаются дети. И каждый участник проекта сможет внести свои корректировки с учетом всех этих реакций. Ну и, конечно, обмен идеями, новшествами. Это более глубокие, плотные коммуникации.
- В последние годы Россотрудничество в Кыргызстане наращивает образовательные, гуманитарные проекты. А чем займетесь в будущем?
Павел Шевцов: Форум директоров - верхушка достаточной большой пирамиды мероприятий, которые проводит не только Россотрудничество, но и другие ведомства Российской Федерации самостоятельно и при координации нашего агентства.
Сейчас мы открываем центры поддержки изучения русского языка в Канте, в Нарынском и Таласском государственных университетах. И дальше мы намерены проводить повышение квалификации переподготовки преподавателей. С Министерством образования Кыргызстана мы обсуждаем подготовку адаптированных учебников, учебно-методических пособий и образовательных комплексов. Не исключено, что создадим совместную творческую группу авторов, которые будут работать над методическими пособиями, понятными и встроенными в культурную среду республики. Мы понимаем, как это важно для Кыргызстана, и мы готовы оказать максимальное содействие.
Задача Россотрудничества, в том числе и в рамках предоставления квот для абитуриентов из Кыргызстана, - обучить молодежь в лучших вузах России, чтобы они стали высококвалифицированным специалистами и вернулись на родину. И здесь приносили пользу своей стране, народу, повышали экономический, социальный уровень. Потому что развитие гражданского общества, национального самосознания строится на образовательном уровне, на тех компетенциях, которые получили молодые люди. И мы как стратегический партнер республики заинтересованы в том, чтобы Кыргызстан стал экономически развитой страной. Это гарантия того, что у нас будут устойчивые связи, как гуманитарные, так и торгово-экономические, на уровне государств и простых людей.
- Ожидаются ли какие-то новшества в формате выделения льготных квот для абитуриентов из Кыргызстана?
Павел Шевцов: Планируем сконцентрироваться на подготовке не только педагогов, но и специалистов в направлениях, которые будут востребованы через пять, десять лет. Как раз сейчас мы плотно сотрудничаем с Министерством образования Кыргызстана, чтобы определить, какие именно направления будут востребованы.
- То есть возвращаемся к практике планирования и госзаказа?
Павел Шевцов: Совершенно верно. Для этого нам нужно заглянуть в перспективу экономического развития. Возможно, Кыргызстану будут нужны специалисты в горнодобывающей промышленности, экологии или, допустим, социальные тьюторы (индивидуальный преподаватель. - Прим. Ред.). Иными словами, если мы предполагаем, что те или иные отрасли будут актуальны через 10 лет, уже сейчас должны начать готовить детей в этом направлении.
Мы понимаем, что находимся на пороге какого-то нового мира. И сейчас никто не скажет, как будет выглядеть структура его устройства через 10-15 лет. Наша задача как государственных чиновников постараться заглянуть вперед и быть готовыми, подготовить наших детей.