В 2022 году Евросоюз отменил для украинских перевозчиков необходимость получать так называемые дозволы - разрешения на транспортировку коммерческих грузов. После этого украинцы, предлагая низкие расценки, начали активно выбивать польские компании как с собственного, так и с европейского рынка перевозок. По словам Томаша Борковского, одного из организаторов блокировки погранпереходов, из 27 тысяч грузовиков, ожидающих еженедельно отправки в Польшу из Украины, только 1700 являются польскими, все остальные - местные. Притом что раньше, когда для украинцев действовали разрешения, грузы между украинскими и польскими компаниями распределялись пополам. Кроме того, количество перевозок между двумя странами за последние два года выросло почти в два раза, и львиная их доля сейчас приходится на украинских водителей.
"Польские фермеры боятся дешевого зерна, а мы боимся дешевого украинского транспорта. Нас просто завалили их грузовиками", - рассказывает изданию Money.pl один из участников протестной акции на границе Яцек Сокол. По его словам, украинские компании не только возят грузы между Украиной и ЕС, но и без получения дозволов занимаются перевозками внутри Евросоюза, чего им никто не разрешал. Пока этот транспортный конфликт еще не приобрел политического накала. Хотя текущая акция протеста польских водителей далеко не первая, прежде со стороны властей Польши никакой особой реакции не следовало. Однако теперь польские транспортники надеются, что к ним прислушается новое правительство, которое должно быть сформировано в Варшаве в ближайшие несколько недель.
Поляки требуют вернуть дозволы для украинских перевозчиков и ужесточить правила на рынке, а кроме того, запретить регистрацию в Польше транспортных компаний, если их финансы находятся за пределами Евросоюза. Организаторы протестов указывают, что предприниматели из Украины и других стран Восточной Европы открывают в Польше компании и нанимают своих водителей, платя им значительно меньше, чем получают польские дальнобойщики. Это позволяет им демпинговать. Польские компании тоже с радостью бы наняли "дешевых" украинских водителей, чтобы те возили для них грузы на Украину и обратно, но не могут этого сделать. У них нет доступа к украинской системе "Шлях", где должен сейчас регистрироваться каждый выезжающий с территории Украины мужчина призывного возраста, а без этого использовать украинских водителей можно только при перевозках внутри ЕС. Что, впрочем, польские транспортники и так делают.
Польские транспортные компании уже давно привлекают выходцев из Украины и других постсоветских стран, платя им еще меньше, чем соотечественникам, или не платя вовсе. Эти водители-"гастарбайтеры" не раз устраивали в Германии, куда они в основном перевозят грузы, протестные голодовки, требуя выплаты постоянно задерживаемых зарплат и улучшения условий труда. И сейчас польские транспортники хорошо понимают, что им грозит. Украинцы действуют против них, по сути, теми же методами, какие они сами применяли в отношении западноевропейских перевозчиков, отвоевывая свою долю на рынке за счет низкой оплаты труда водителей.