Спектакль "Предчувствие дома. Сцены" вырос из лаборатории - это сочинение команды молодых драматургов, режиссера Артема Терехина и артистов "Сатирикона". Декорация сцены (играют премьеру в Учебном театре Высшей школы сценических искусств) состоит из бетонных блоков, недвусмысленно намекая на то, как выглядит театр сейчас. Справа - музыканты, которые сопровождают все действо живым аккомпанементом. В какой-то момент, правда, окажется, что это шекспировские персонажи - Гамлет, Офелия, Леди Макбет и прочие - все они продолжают жить на сатириконовской сцене и не без возмущения ждут, когда сюда вернутся артисты и снова их сыграют.
А начинается все с архивного видео - на большом экране показывают последний спектакль Аркадия Райкина "Мир дому твоему". Параллель кроется не только в перекличке названий, но еще и в том, что премьера того спектакля была приурочена к новоселью. Именно в 1987 году была закончена реконструкция здания в Марьиной Роще и театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина переехал из Ленинграда в Москву, обретя новое имя - "Сатирикон". Но теперь - круг словно замкнулся. Словами основателя команда спектакля сразу задает настроение и содержательный диапазон премьеры: "Дом - это не только крыша над головой, это место, куда вернешься. Пешком или на коне, со щитом или на щите. Там, где ты родился, оставил свое детство, юность, часть своей жизни. Что-то построил, посадил дерево, оставил добрый след. Там твой дом. Страна наша - дом. И беды ее - твои, и удачи - тебе. А работа? Треть нашей жизни, разве не дом? Наша работа - театр. Это наш дом".
- В процессе работы мы взяли за основу тему дома как такового, - отмечает режиссер Артем Терехин. - Не только дом - театр, а дом - дом, дом - государство, дом - работа, дом внутри меня и так далее. И стало понятно, что дом - это такой иероглиф, который расшифровывается у каждого в своем контексте.
Актриса Мария Золотухина, например, рассказывает о сцене "Сатирикона" - для многих поколений артистов здесь и дом, и семья. Для героя Ильи Рогова самое яркое ощущение дома - Новый год в детстве. Софья Щербакова страдает, что постоянно возит с собой в кармане дельфинчика, которого ей подарили после спектакля - нет своей гримерки, нет даже полочки, куда можно было бы поставить сувенир! Очаровательный дуэт Дениса Суханова и Эльвиры Кекеевой дает сразу два мастер-класса: как создать пряничный и карточный домики - и это тоже своего рода дома.
Но главный смысловой монолог отдан Полине Райкиной, именно он складывает разрозненные сцены в одно. "Тебе есть где спать? У тебя уже все хорошо!", - говорит актриса, и это одновременно и отрезвляющая пощечина - а каждому из нас всегда есть на что пожаловаться, и призыв не зацикливаться на себе любимом, а оглядеться вокруг. Как то, что творится сегодня в мире, может позволять нам ныть по каким-то глупым причинам? Есть своя гримерка или нет - это совсем неважно, когда твой настоящий дом в опасности. Актриса рассуждает о привязанности к Родине, которая - тот самый дом, куда вернешься. Монолог об уезжающих зашифрован в страшный сон, где, пусть и сквозь борьбу с самим собой, звучит главное: я остаюсь. В последних сценах на фоне кадров с разрывами снарядов перекрикивают их Ромео и Джульетта. "Стань у окна, убей луну соседством"... Но - перекричать бомбежку?
Константин Райкин, художественный руководитель театра "Сатирикон":
"Если бы знать заранее, что стройка будет длиться столько лет, я не пошел бы на это путешествие. Мы не сошли бы с нашего огромного пассажирского лайнера, на котором ехали, и не пересели бы на плоты и шлюпки. Мы, большой репертуарный театр, так долго уже на этих плотах, что обзавелись на них хозяйством, выпускаем спектакли, празднуем юбилеи и ухитряемся быть одной командой. Такое положение заставляет многое переосмыслить и переоценить".