"Пиковая дама" - еще один результат сотрудничества вашего театра с телеканалом "Культура"...
Дмитрий Бертман: Мы вместе уже много лет, снимаем наши спектакли. Обычно этим съемкам предшествует долгий подготовительный период, и в эфир выходят фактически телеспектакли. Теперь они будут участвовать в проекте "Театр в кино" и пойдут в потрясающем качестве на больших экранах. А "Пиковая дама" - первый фильм-опера, снятый в нашей стране за много лет - последний опыт был в конце 80-х: телефильм "Риголетто" с Юрием Мазурком. За эти годы были утеряны многие технологии, связанные с этим жанром - он ведь предъявляет особые требования к качеству звука. Тогда звук писался на аналоговые носители, сейчас - цифра, объемный звук, совсем другой уровень. Появились возможности спецэффектов, графики и еще многое другое. Теперь фильм готов, и 12 ноября состоится его премьера, которую мы ждем с нетерпением. В партитуре есть несколько сюрпризов - будут, в частности, впервые представлены варианты, которые Чайковский писал для Медеи Фигнер, и больше они никогда не исполнялись. Этот клавир был найден в архиве композитора в Клину.
170 минут звучания оперы - для кино много, и в известном фильме Романа Тихомирова 1960 года в партитуре сделаны купюры. У вас все прозвучит полностью?
Дмитрий Бертман: Да, без купюр. В фильмах Тихомирова "Пиковая дама" и "Евгений Онегин" пели оперные солисты, играли драматические актеры. У нас и пели и снимались артисты "Геликона" - как это было в фильмах Дзеффирелли. Причем на съемках артисты поют в полный голос, чтобы сохранить энергетику живого пения.
Практика "дублирования" распространена и в мире - вспомним "Аиду", где героиню поет Рената Тебальди, а играет София Лорен. Как вам этот метод?
Дмитрий Бертман: Любой имеет свои преимущества и недостатки. Но видя Софию Лорен и слушая Тебальди, мы чувствуем это "раздвоение". "Геликон" всегда ориентировался на певца-актера, и наши артисты готовы к съемкам. Конечно, в кино своя специфика - крупный план, нет дистанции между зрителем и актером, все подробно, детально. Эти съемки для нас были хорошей школой.
Оперный артист привык работать на большой зал - трудно шла перестройка?
Дмитрий Бертман: Перестройка была, но мы знали, что нам предстоит, и готовились. Провели серию репетиций, стремясь воспитать в актерах это подробное существование в кадре, и когда звучала команда "Мотор!", они уже были готовы. В съемках участвовал весь театр, и шли они практически круглые сутки - все снято за десять дней.
Вы не раз ставили "Пиковую даму" и в Москве, и в Стокгольме... В основе фильма - какой-то из спектаклей?
Дмитрий Бертман: Конечно, в фильме есть мотивы спектаклей, но это кино, и все будет другим. Мне кажется, есть ряд решений, неожиданных как для оперы, так и для кинематографа. Мы снимали картину вместе с кинорежиссером Валерием Спириным, потому что у меня нет опыта в кино, где режиссура - совсем другая профессия. Валерий Спирин досконально изучил и спектакль, идущий у нас в театре, и предложенный для фильма сценарий, мы работали в унисон, и мне повезло встретить такого профессионала.
В сценарии есть отклонения от либретто?
Дмитрий Бертман: Естественно. Это фильм-фантазия, и мы стремились следовать больше Чайковскому, чем Пушкину. Здесь больше психоанализа, страстей, мистики.
В фильмах-операх более остро ощущается противоречие между условностью театра и безусловностью, фотографической природой экрана. Как вы его преодолевали?
Дмитрий Бертман: Думаю, мы его преодолели, целиком сняв фильм в интерьерах нашего театра - от его парадных залов и фойе до колосников. При этом мы подчеркиваем театральную природу - включаем квадрокоптерные съемки улицы, где стоит театр, пролеты над его зданием... Фильм начинается с того, как Герман заходит в театр и попадает в совершенно другой мир, населенный призраками прошлого. То есть условность заложена с самого начала.
Звук писали в тонстудии "Мосфильма"?
Дмитрий Бертман: ...И в студии "СинеЛаба". Фонограмму делал замечательный звукорежиссер "Мосфильма" Антон Милюков - тоже мистическое совпадение, если вспомнить Антонину Милюкову. Фильм нужно смотреть в кинотеатре на большом экране: многоканальный звук потрясает. Компания "Каро" будет прокатывать картину по всей России.
Проект "Театр в кино" на новом уровне продолжает популярную в середине ХХ века традицию "фильмов-спектаклей", сделавших достоянием масс десятки шедевров. Каковы его перспективы и что еще предложит ему "Геликон"?
Дмитрий Бертман: Снятые на сцене театра спектакли - "Турандот", "Аида", "Золушка". Начинаем съемки "Евгения Онегина" - тоже будет большое полнометражное кино. Сейчас идет запись фонограммы - очень подробная: нам важна действенная интонация в пении, поэтому фонограмма пишется под каждый кадр, каждое состояние героя. Будет много натурных съемок, поэтому проект дорогой. И есть идея продолжить серию фильмов по русским операм: "Борис Годунов", "Садко"...
И последнее, главное: кто снимался в "Пиковой даме"?
Дмитрий Бертман: Герман - Иван Гынгазов, Лиза - Елена Михайленко, Графиня, которая в фильме один из самых главных персонажей, - Лариса Костюк, Томский - Алексей Исаев, Елецкий - Петр Соколов, Полина - Ирина Рейнард. Художники-постановщики - Игорь Нежный и Ростислав Протасов. За пультом - наш главный дирижер Валерий Кирьянов.
Проект "Театр в кино", задуманный и реализованный телеканалом "Россия - Культура" и дистрибуторской компанией КИНО.АРТ.ПРО для трансляции на больших экранах лучших театральных постановок, поддержан министерством культуры и многими российскими театрами. Девиз проекта: "Театр становится ближе, театр становится доступнее". Спектакли увидят жители более 50 городов страны. Новый контент пополнит репертуар ведущих кинотеатров России: сетей "КАРО", Объединенной киносети "Формула Кино / Синема Парк", "Москино", кинотеатров Фонда кино и ведущих внесетевых кинотеатров страны.
Фильм-опера "Пиковая дама" выйдет в федеральный прокат с 12 ноября в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Новосибирске и других городах.