09.11.2023 12:23
    Поделиться

    Стоимость устройств телематики вернулась к докризисным показателям

    Несмотря на возникшие в 2022 году сложности с комплектующими для производства устройств ЭРА-ГЛОНАСС, на сегодня проблема решена. Изготовители продолжают выпуск в полном объеме. Это подтверждает и статистика по рынку: с октября прошлого года системы были установлены на 100 тысяч автомобилей, ввезенных в РФ с помощью параллельного импорта, еще 800 тысяч устройств появится на машинах бренда Lada - отзывную кампанию для этого запустил "АвтоВАЗ" в июле текущего года.

    Если говорить простыми словами, то система ЭРА-ГЛОНАСС позволяет как в автоматическом, так и в ручном режиме связаться со спасательной службой в случае ДТП или какого-либо другого происшествия за рулем. Таким образом, спасательная служба быстро получит сообщение об инциденте и выедет на место аварии более оперативно.

    ЭРА-ГЛОНАСС спасает жизни россиян, многие из которых устанавливают систему даже на автомобили с пробегом. За этот период по системе было передано 310 тысяч экстренных вызовов автомобилистов, причем 80 процентов - в автоматическом режиме.

    Россия стала первым государством, запустившим производство и установку таких устройств, и на данный момент тревожной кнопкой оснащен каждый пятый автомобиль в стране.

    Установка ЭРЫ-ГЛОНАСС регулируется законом N 395-ФЗ от 28.12.2013 г. В прошлом году на его действие был ненадолго наложен мораторий из-за нехватки полупроводников, требуемых для производства кнопок. Согласно постановлению правительства РФ, до 1 февраля 2024 года автомобилисты могут не устанавливать ЭРУ-ГЛОНАСС на импортируемые машины, но только на те, которые не предназначались для перепродажи. Для всех остальных установка необязательна. Если же в 2023 году приобретается новый автомобиль без кнопки SOS, его производитель должен известить покупателя и доукомплектовать машину системой в сервисном центре до 1 февраля 2024-го. Например, как это сейчас делает "АвтоВАЗ".

    ЭРА-ГЛОНАСС позволяет как в автоматическом, так и в ручном режиме связаться со спасательной службой в случае ДТП

    На сегодня никаких штрафов за отказ от установки ЭРЫ-ГЛОНАСС нет. Единственное исключение - самостоятельная растаможка авто. Тогда устройство все-таки придется интегрировать. Также без системы могут возникнуть проблемы при постановке автомобиля на учет у первого и последующих владельцев. Кроме того, отсутствие тревожной кнопки - риск не получить оперативную помощь в экстренной ситуации, в которую могут попасть как пассажиры автомобиля, так и другие участники дорожного движения.

    Как повлияло на производство данных устройств введение санкций? Зависимость от импортных комплектующих достаточно существенная, но благодаря поддержке правительства РФ начали появляться отечественные поставщики ключевых электронных компонентов. Концепт нацпроекта по развитию микроэлектроники подразумевает выделение из бюджета более трех триллионов рублей. Финансирование отрасли на текущий год запланировано в объеме 71 миллиарда, а на 2024 год - уже 155, в том числе и на создание электронной компонентной базы. Сотрудничество с российскими производителями электроники позволит увеличить долю локальных компонентов в оборудовании и сделать ЭРУ-ГЛОНАСС более доступной для конечного потребителя.

    В прошлом году из-за дефицита электронных компонентов стоимость устройств телематики сильно выросла, но сейчас вернулась к докризисным показателям - в среднем около 20 тысяч рублей. Причина - гибкость бизнеса. К примеру, орловский производитель, один из четырех крупнейших в стране, скорректировал технологию изготовления ЭРЫ-ГЛОНАСС с учетом перехода на китайские комплектующие. Были повторно проведены тестирование и испытания. Однако в связи с тем, что компоненты приходится покупать за рубежом, стоимость устройств может снова увеличиться с учетом изменения курса валют, особенно ослабления рубля.

    Автомобили с телематическими системами позволят развивать новые цифровые сервисы

    Однако есть возможность сделать процесс выпуска ЭРЫ-ГЛОНАСС и других телематических устройств дешевле. Например, открыть предприятие в свободной экономической зоне, что позволит снизить стоимость производимой продукции за счет налоговых и таможенных льгот, особых условий для развития производства. Также это дает возможность упрощенной процедуры экспорта, поскольку по постановлению правительства N 311 (пункт 2) сертификат СТ-1 не требуется для товаров, произведенных в особых экономических зонах. Таможенная зона под Орлом позволяет соблюдать эти условия помимо получения налоговых льгот при закупке импортных комплектующих и оборудования.

    Сама система может получить новые опции, которые обеспечат автомобилистам дополнительные возможности, повышающие безопасность и удобство использования транспорта. Такие функции сейчас особенно востребованы у потребителей, а это, в свою очередь, требует от производителей развития, поскольку нужны новые решения. Автомобили с телематическими системами позволят развивать новые цифровые сервисы. Это, например, поддержка функций безопасного движения, мониторинг температуры при перевозке, алкозамки, видеотерминалы. Наконец, автомобильная телематика отлично вписывается в концепцию 3S: "умный" автомобиль, "умный" город, "умная" дорога.

    Поделиться