Поделиться

В регионах Черноземья решают проблему подготовки специалистов рабочих профессий

Единый день открытых дверей в техникумах и колледжах Черноземья стал не только масштабной презентацией федеральной образовательной программы "Профессионалитет" - по сути, реформы профобразования в стране. Он показал главные тренды в подготовке рабочих кадров и отрасли, которые нуждаются в целевом обучении будущих специалистов больше других, но и отразил проблемы, с которыми уже столкнули и ссузы, и потенциальные работодатели в стремлении обеспечить растущие производства синими воротничками.

"Ищу зарплату и комфорт"

Специалисты по подбору персонала и в государственных центрах занятости, и в частных рекрутинговых агентствах констатируют: рынок труда давно превратился в рынок соискателя. Упрямая статистика говорит о том же. К примеру, число вакансий в Курской области превышает 13 тысяч, а безработных - не достигает и трети этого числа. В Орловской области похожая ситуация: работодатели нуждаются более чем в 11 тысячах сотрудников, и пока их поиски особым успехом не увенчались. В правительстве Орловщины отмечают, что больше всего вакантных мест - в обрабатывающих производствах: свыше 2,8 тысячи. Регион нуждается также в специалистах агропромышленного комплекса и даже торговли. В последней отрасли, к примеру, больше тысячи вакансий.

Доводы о неадекватной заработной плате, к которым ранее часто апеллировали безработные соискатели, теперь не так уж и состоятельны. Хотя в той же Орловской области заработная плата варьируется от принятого МРОТ, который сейчас немногим превышает 16 тысяч рублей, и до 200 тысяч рублей, предлагаемых руководителю строительной компании, в целом, как отмечают рекрутеры, работодатели сейчас вынуждены поднимать оклады. Все прекрасно понимают, что без грамотных специалистов не будет развиваться даже предприятие с самым современным оборудованием и при наиболее благоприятных условиях.

Курские эксперты вторят соседям. Стремительно развивающийся агропромышленный комплекс, атомная энергетика, горно-металлургический кластер, а также туризм во всех его аспектах заставляют работодателей предлагать вакансии не только с достойной оплатой, традиционным социальным пакетом, но и другими бонусами.

Однако, как отмечают в обеих областях, эти факторы пока нивелируются транспортной доступностью столичного рынка труда. Жители двух регионов - главные пассажиры московских поездов. Привыкшие к вахтовому режиму, они не спешат его менять на домашнюю установку и труд по привычному большинству людей принципу. Во многом именно поэтому работодатели и чиновники сделали вывод: кадры нужно не привлекать извне, а растить самостоятельно буквально со школьной скамьи. Рекрутеры вторят: молодежь должна распробовать вкус жизни и работы на малой родине, а для этого важно дать ей то, чего она просит, - достойную зарплату и комфорт на рабочем месте. Теперь для этого есть все шансы.

Навыки важнее кругозора?

Само появление программы "Профессионалитет" изначально вызвало множество вопросов, прежде всего в сообществе ссузовских преподавателей. Конечно, все обрадовались грантовой поддержке модернизации ссузов. Десятки миллионов рублей на новые лаборатории позволяют превратить техникумы и колледжи в интересную познавательную среду. Тесное взаимодействие с работодателями, по чьему заказу и начата подготовка кадров, а также наличие базы для практического обучения на их же предприятиях - тоже однозначный плюс, как и гарантированное трудоустройство выпускников. Но преподавателей насторожило сокращение сроков обучения. Главной задачей "Профессионалитета" на федеральном уровне назвали оперативность подготовки рабочих кадров для предприятий, развитие IT-компетенций и осознание принципов бережливого производства в кратчайшие сроки. Время обучения по большинству специальностей сократилось на год. Преподавательский состав справедливо стал задавать единственный вопрос: каким образом достичь главной цели за такой короткий срок?

Наставничество как отдельный институт эффективно работало в советское время, теперь его важно возродить

Советник директора Курского техникума технологий и сервиса по воспитательной работе и взаимодействию с детскими общественными объединениями Ольга Баландина считает, что нет ничего невозможного.

- Беспокойство преподавателей общеобразовательных предметов по этому поводу понятно, - отмечает она. - Однако дети ничего не потеряют: программы составлены таким образом, что знания по этим дисциплинам будут даваться в рамках обучения конкретной профессии.

Особенно эксперт отмечает выверенные образовательные стандарты по IT-дисциплинам, бережливому производству, навыкам общения в коллективе и за его пределами. Это то, о чем задумываются сами будущие студенты, ведь без тех же IT-компетенций в современном мире сложно развиваться как профессионалу в любой отрасли. И способность молодого поколения усваивать главное из масштабного потока информации тоже служит во благо: то, что учащийся посчитает полезным, он запомнит и интегрирует в свою профессиональную деятельность.

- Важно и то, что обучение теперь максимально практико-ориентированное, - отмечает Ольга Баландина. - Необходимость в этом понимают и потенциальные работодатели, по заказу которых и ведется подготовка кадров в рамках "Профессионалитета".

Наставления для наставников

Работодатели, которые тоже принимали участие в едином дне открытых дверей, с одной стороны, готовы смотреть в будущее оптимистично. Ведь теперь у них появилось больше возможностей для подготовки и отбора специалистов. Однако, с другой стороны, теперь от них самих требуются непосредственно участие в образовательном процессе и вовлеченность в него.

В университетском колледже Липецкого государственного технического университета, где свыше 100 миллионов рублей направлено на лаборатории Научно-производственного кластера цифровизации энергетики, внимание школьников, планирующих поступать в политех, слушателей привлекли рассказы не чиновников или преподавателей, а представителей кадровой службы филиала ПАО "Россети Центр" - "Липецкэнерго" и инженеров энергокомпаний в целом. Вот именно таких специалистов будущие студенты и хотели бы видеть в качестве своих наставников.

Ольга Баландина отмечает, что наставничество как отдельный институт эффективно работало в советское время, теперь его важно возродить. И хотя это сопряжено с определенными сложностями, в каждом ссузе готовы помогать потенциальным проводникам в мир профессий методическими рекомендациями.

Исполняющая обязанности ректора ЛГТУ Лилия Загеева, в свою очередь, отметила: не стоит забывать и о том, что среднее профессиональное образование - первая ступень на пути к высшему. Ограничивать молодых специалистов исключительно навыками синих воротничков нельзя. Именно поэтому выпускники университетского колледжа смогут поступить в ЛГТУ на особых основаниях, если захотят продолжить обучение.

Специалисты уверены, что тернистый путь целевого профобразования при поддержке из федерального центра будет преодолен оперативно и эффективно. К слову, в Белгородской области нечто подобное начали внедрять более десятилетия назад, когда каждый ссуз заключил договоры с якорными работодателями и компаниями-партнерами. И проблематика тогда звучала похожая: заказ на обучение, практические занятия, наставничество, продолжение учебы в вузах... К "Профессионалитету" здесь подошли с уже готовыми инструментами, однако и накопленный опыт не спасает от шероховатостей. Но главное - поступление в белгородские ссузы проходит по конкурсу, а средний балл аттестатов абитуриентов стремится к максимальному. Престиж рабочих профессий здесь уже вырос. И теперь нет сомнений в том, что такая же тенденция сложится и в других регионах.