Урбанист, член комиссии по развитию транспорта в Ставрополе при краевом миндоре Андрей Черняков в соцсетях и официально (отправив письма в канцелярию) предложил губернатору края Владимиру Владимирову, главе города Ивану Ульянченко и еще нескольким чиновникам проехать на общественном транспорте. Черняков надеется таким образом продемонстрировать им реальные проблемы в отрасли. Ответа он пока не получил.
В 2022 году в рейтинге качества общественного транспорта в российских городах от центра Simetra Ставрополь занял 79-е место из возможных 82. И к данному моменту ситуация кардинально не изменилась. В некоторых районах пассажиры вынуждены долго ждать автобусы на остановках, чтобы в итоге ехать как селедки в консервных банках. По вечерам транспорт с ряда маршрутов просто исчезает. Местами можно заплатить за проезд только наличными или переводом на личные карточки. При этом тарифы на некоторых направлениях постоянно повышаются. Никакой внятной стратегии развития сферы пассажирских перевозок нет.
Разного уровня чиновники проблем с транспортом не отрицают, но как мантру уже второй год повторяют одно и то же: федеральный центр одобрил приобретение нового подвижного состава. Вот прибудут новые машины в город, тогда все изменится.
По данным министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, одних только современных троллейбусов с запасом автономного хода планируется закупить 45. На это региону одобрен бюджетный кредит 1,53 миллиарда рублей. Кроме того, краю одобрили приобретение 204 автобусов разной вместимости. Большая часть из них отправится в муниципалитеты, а 44 машины большой и средней вместимости будут возить пассажиров в краевой столице. Но новый подвижной состав не сможет решить всех проблем.
- Во-первых, в Ставрополе нет хорошей инфраструктуры: отсутствуют нормальные конечные остановки, отстойно-разворотные площадки, которые нужны для машин большой вместимости. Во-вторых, не ведется работа над маршрутной сетью и экономикой перевозок. Чтобы эксплуатировать автобусы большой вместимости, надо обеспечить должную выручку, иначе нельзя рассчитаться по лизинговым платежам. В-третьих, в Ставрополе у общественного транспорта нет реального приоритета. О создании выделенных полос в городе речь не идет, хотя без них невозможно соблюдать график. То есть новые автобусы и троллейбусы будут стоять в тех же пробках, что и нынешние, - считает Андрей Черняков. - В конце концов люди разочаруются в этих попытках навести порядок с транспортом.
Стоит отметить, что в региональном миндоре с такой оценкой ситуации не согласны. Когда заместителю министра Денису Янакову на пресс-конференции задавали вопрос о том, подготовились ли в крае к поставкам новых автобусов и троллейбусов, он ответил утвердительно.
- Расчеты мы проводили до того, как подавали заявки на новый транспорт, чтобы понять, где эти автобусы будут ездить. На сегодняшний день пассажиропоток изучен. В первую очередь акцент делался на поступающие к нам обращения граждан и предложения общественных организаций, которые озвучивались на тематических круглых столах, - заявил Янаков. - Немаловажным было обследование дорожно-уличной сети. Мы понимаем, что автобусы большого класса проедут не везде. Обследованы также все нерентабельные маршруты, брошенные перевозчиками.
Хочется верить, что разная оценка ситуации не связана с тем, что общественники и чиновники не слышат друг друга. А ставропольцам остается только ждать выхода на линии новых машин и надеяться, что ситуация с транспортом в городе станет гораздо лучше.
В Дагестане разработают концепцию комплексного развития общественного транспорта до 2030 года. Такое поручение дал минтрансу республики глава региона Сергей Меликов.
До конца этого года Махачкала получит 47 новых автобусов большой вместимости. Это современные низкопольные машины, адаптированные для людей с ограниченными возможностями. Автобусы будут ходить по наиболее важным социальным маршрутам.