Доставка товаров в Калининградскую область на автоприцепах по-прежнему является одним из основных способов перевозки продукции. Так, грузы удобно перецеплять уже на берегу и развозить по точкам внутри региона. Проблема заключается в том, что на морской линии между российским эксклавом и Ленинградской областью работают четыре парома, которые просто физически не могут доставить весь необходимый объем накатной техники.
- К сожалению, для такого напряженного направления, как Калининградская область, этого недостаточно. Мы видим, что из грузов, которые уже заявили на октябрь и ноябрь текущего года, около 80 тысяч тонн можно доставить другими 20 транспортными судами, помимо четырех курсирующих паромов. Такой подход позволил бы нам высвободить дополнительные мощности для погрузки более одной тысячи автопоездов и автоприцепов, - рассказал руководитель Росморпорта Сергей Пылин.
По его мнению, сегодня необходимо постепенно уходить от железнодорожной составляющей на транспортные суда. И дело здесь не в том, что морские перевозчики хотят больше заработать. Проблема кроется в сухопутном транзите через Литву. Установленные прибалтами квоты на доставку грузов с основной территории России в Калининград и обратно практически не работают. За девять месяцев текущего года их едва ли выбрали на 20 процентов. Исключение составляют лишь металлопрокат и цемент - 61,5 и 98 процентов соответственно.
Объемы калининградцы не выбирают не по своей воле - все упирается в литовскую границу. Сегодня практически невозможно предугадать, сколько конкретный груз будет по времени идти в регион и пропустят ли его вообще, даже если он не является санкционным. У отправителей возникает слишком много рисков.
Как отметили в Калининградской торгово-промышленной палате, сам товар прибалтийская сторона формально пропустить может, а вот вагоны, в которых его перевозят, нет. Это парадокс, но пока с ним ничего нельзя поделать. На практике ситуация приводит к тому, что логисты переходят на морскую доставку. Однако у этого решения есть не самые приятные последствия - сухопутные транзитные квоты могут сократить.
В калининградском управлении Росморпорта сообщили, что с января по сентябрь текущего года морским транспортом доставили почти 16 тысяч различных видов транспортных средств. И спрос пока существенно превышает предложение и провозные емкости - минимум в два раза. Поэтому из-за возникшего дефицита приоритет отдается критически важным грузам, на долю которых приходится десятая часть загрузки паромов.
Впрочем, несмотря на все сложности, у Калининградской области есть возможности для логистического маневра и наращивания объемов морских грузоперевозок. Далеко не последнюю роль в этом может сыграть торговый порт, которым теперь управляет Росимущество.
- Поскольку длительное время порт управлялся частными акционерами, сложно говорить о том, насколько эффективно ранее работало предприятие. Сегодня его инфраструктуре есть куда расти, поскольку терминалы не загружены на полную мощность, - прокомментировал председатель комитета по экономической политике и развитию инфраструктуры областного заксобрания Александр Никулин. - Это застарелая проблема. Грузы, которые приходили в наш порт, должны были обязательно идти транзитом через Литву, что, как вы понимаете, негативно отразилось на конкурентоспособности калининградских предприятий. Литовцы специально устанавливали высокие тарифы на транзит, чтобы их порт в Клайпеде выглядел более привлекательно. Сегодня мы также весьма ограничены, поскольку все грузы, идущие на Россию, выгоднее завозить в ту же Усть-Лугу.
Эксперт убежден, что перспективным направлением является китайский транзит. До введения санкций Калининградская область выступала удобным логистическим хабом, где аккумулировались грузы из Поднебесной, предназначенные для Европы.
Сейчас логистика перестраивается, и у региона открываются перспективы прямого экспорта и импорта товаров на азиатском направлении. Кроме того, дальнейшее развитие морского торгового порта позволит эксклаву в плане экспорта и импорта товаров выйти за пределы Усть-Луги или Бронки, возможности которых не безграничны.
Евгения Кукушкина, министр развития инфраструктуры Калининградской области:
- Есть номенклатура грузов, по которым лимиты не выбраны, квотой, которую установила Литва, никто не воспользовался. Если ситуация не изменится до конца года, то в следующем литовская сторона их снизит на процент этой самой "невыбранности".