- Нами был заключен тендер на обслуживание российских рыболовных и научных судов, которым на сегодняшний день запрещен вход в норвежские порты, - сказал Дмитрий Негруца.
По его словам, компания видит большой потенциал в российском присутствии на архипелаге, подконтрольном Норвегии, поэтому намерена развивать здесь портовую инфраструктуру. В частности, увеличена глубина морской акватории у причала в Баренцбурге для приема большегрузных судов. Также разработана концепция дальнейшей реконструкции причалов поселков Баренцбург и Пирамида. Напомним, сегодня в Баренцбурге находятся причалы длиной 280 метров и глубиной от шести до 10,5 метра. В Пирамиде протяженность причалов составляет 100 метров, а глубина - от восьми до 10 метров. Это даст возможность обслуживать там современные рыболовные суда.
- Любые попытки создавать судоремонтные мощности должны приветствоваться, - заявил генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Константин Древетняк. - Что касается Шпицбергена, то создание там пункта технического обслуживания судов имеет большое значение, поскольку оттуда нас уже давно пытаются выдавливать. Сегодня я бы отвел факту присутствия даже первоочередную роль.
Кроме того, Шпицберген находится близко к морским районам, где ведут промысел российские суда. Во втором полугодии лов донных и пелагических видов рыбы в том районе идет очень активно, подчеркивает эксперт. Возможность обслуживаться там позволила бы рыбакам значительно экономить промысловое время. Также на Шпицбергене имеет смысл создать с этой же целью мощности для перегрузки рыбы на транспортные суда. Сегодня траулерам приходится сдавать улов в Мурманске, тратя около недели на переход в обе стороны и выгрузку в порту. Успех промысла во многом зависит от того, удастся ли судну отыскать косяк рыбы, на поиски которого зачастую приходится тратить не один день. Поэтому потеря недели активного лова может привести к тому, что экономика судна сильно просядет.
Эту точку зрения разделяет и советник генерального директора компании "Мурманский морской инженерный сервис" Владимир Храпов. По его словам, "Арктикуголь" и раньше ремонтировал свой флот именно на Шпицбергене. Конечно, речь идет не о крупном ремонте - например, таком, как замена коленвала. Но выполнять аварийный ремонт и другие небольшие работы, в которых возникает необходимость во время промысла, вполне возможно.
- Судоремонтников можно завозить туда вахтовым методом, - отмечает Владимир Храпов. - Другой вопрос, где взять специалистов. Нехватка кадров - одна из главных проблем отрасли.
Судоремонтные и перегрузочные мощности с холодильником для хранения рыбы на Шпицбергене действительно будут востребованы, подтверждает председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Однако норвежцы могут выступить против строительства там российских промышленных объектов.
Сегодня на архипелаге действует жесткое экологическое законодательство Норвегии, несмотря на то что 9 февраля 1920 года был заключен "Договор о Шпицбергене". Он предоставил Норвегии суверенитет над архипелагом, но при этом одновременно дал всем 39 государствам - участникам договора одинаковый свободный доступ к ведению там хозяйственной и научно-исследовательской деятельности на условиях полного равенства. В число этих участников входит и Россия.
Более половины территории Шпицбергена на данный момент является "природоохранной зоной": там расположены три национальных парка, два заповедника, три района сохранения растительности и пятнадцать птичьих заповедников. Специальным законом введен ряд экологических налогов и сборов. Жестко ограничено загрязнение окружающей среды и определено, что вся хозяйственная деятельность ведется лишь с позволения и на территориях, указанных норвежским губернатором архипелага, который может закрыть любой район для транспорта или отклонить проект строительства объекта. Получить разрешение на создание судоремонтных мощностей здесь будет не так-то просто. Но и невозможным это назвать тоже нельзя, считают эксперты. В ряде направлений сотрудничество между Россией и Норвегией продолжается. Более того, в долгосрочной перспективе российские власти намерены использовать незамерзающий порт Баренцбург как одну из баз Северного морского пути.
Кадровый вопрос в судоремонтной отрасли понемногу решается. Недавно при Архангельской ремонтной эксплуатационной базе флота (РЭБ) открылся учебно-производственный центр для подготовки судоремонтников. Как сообщили в правительстве Архангельской области, там смогут проходить практику студенты, которые осваивают профессии сварщика, судоремонтника и мастера слесарных работ. В центре в год смогут пройти практику более 200 студентов. Кроме того, здесь будут обучать тех, кто решил освоить новую специальность. Такая возможность появилась благодаря трехстороннему соглашению между региональным министерством образования, Архангельской РЭБ флота и Архангельским техникумом водных магистралей. В дальнейших планах - включить в это соглашение другие образовательные учреждения.