В Нижнем Тагиле старшеклассники будут раз в неделю приходить на производство

Уральский федеральный университет и Уралвагонзавод запустили совместный профориентационный проект. Он состоит из трех частей. Первая - создание профильных классов, где математику, химию и физику ведут преподаватели вуза, готовят к ЕГЭ. Вторая - открытие инженерных классов как формы допобразования: раз в неделю школьники идут на завод и изучают введение в специальность и инженерное проектирование. Наконец, третья - совместная организация форсайт-сессий, олимпиад, научных конференций, проектных смен в лагерях отдыха. За достижения ребятам будут начислять баллы - их зачтут при поступлении.

Как рассказала Мария Миронова, замдиректора Нижнетагильского технологического института, сегодня места на модных направлениях типа ИТ или бизнес-аналитики закрываются без проблем, а вот инженерное дело не так популярно. Причем поступающие по баллам ЕГЭ гораздо слабее ребят, которые приходили еще несколько лет назад. Чтобы разобраться, в чем причина, в филиале УрФУ провели соцопрос и выяснили: сильные абитуриенты из города просто уезжают. Так, 87 процентов школьников и 72 процента студентов тагильских колледжей заявили, что не собираются работать на малой родине. В их планах - минимум Екатеринбург, а то и вовсе другой регион или столица.

- Их манят большие города, потому что есть иллюзии: в мегаполисе жизнь проще, легче, веселее, комфортнее, что не всегда совпадает с реальностью, но это они поймут потом, - комментирует результаты исследования Миронова. - На инфраструктуру города вуз не имеет возможности влиять. Но можем создавать свои пространства, которые соответствуют представлениям молодежи о современности.

На какие еще выводы натолкнул соцопрос? Нынешних абитуриентов не мотивируют фразы: "Чтобы стать профи, нужно долго учиться и напряженно работать". Они верят, что можно получить высокооплачиваемую работу, пройдя двухмесячный онлайн-курс, и вообще все нужные знания легко найти в Сети. Нижний Тагил для них "устарел", "здесь ничего нового, нет перспектив". В представлении подростков производство - это тяжелый физический труд, а профессор - пожилой человек с конспектом. Они же хотят видеть коуча - и возраст другой, и внешность, и подача информации.

- Дети зачастую мыслят категориями 20-30-летней давности - с подачи родителей. Мы стараемся эти стереотипы сломать, - рассуждает представитель УрФУ. - Поняли: профориентацией школьников должны заниматься харизматичные личности. Молодые, но уже имеющие какие-то достижения, опыт работы на промпредприятии.

Проект только стартовал, в нем участвуют ученики 9-11 классов школы № 9 (скоро присоединятся 13-я и 95-я). Но ребята уже признаются: их взгляды начали меняться. Многие просто не представляли, что технологии сегодня развиты на таком уровне.