Чуть больше двух недель человечеству остается до памятной даты - 76 лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой рекомендовала создать на палестинской территории две страны - еврейскую и арабскую. Фактически это решение, за которое голосовали США, открыло дорогу к созданию только еврейского государства. Палестинского так и не появилось. Потом эта тема бесчисленное число раз обсуждалась на международных площадках, но каждый раз реальному рождению независимой Палестины что-то мешало. С палестинским государством сложилась удивительная в мировой практике ситуация - его существование официально признают 134 страны, оно входит в состав Лиги арабских государств и ЮНЕСКО. Но попасть в члены ООН не может - для этого Палестину в качестве независимого государства должен рекомендовать в специальной декларации Совет Безопасности ООН, и только потом это решение утверждает Генассамблея. Но если с заключением Генассамблеи проблем не будет (там 128 голосов "за" наберется с лихвой), то преодолеть вето Совбеза палестинцам ни разу не удалось. Сразу три государства - США, Британия и Франция традиционно говорят независимой Палестине "нет". И вот, казалось бы, наступил прорыв - глава американской дипломатии обещал содействие президенту Палестины Махмуду Аббасу, если тот со своей стороны не станет протестовать против уничтожения движения ХАМАС в Газе и закроет глаза на беспрецедентные по жестокости действия Израиля в секторе. Что за политическими кулисами ответил глава Палестины на "щедрое" предложение Блинкена, доподлинно неизвестно. Но буквально на днях пришло сообщение о том, что одна из палестинских группировок на Западном берегу реки Иордан, на территории, контролируемой Аббасом, напала на его кортеж. Руководитель Палестины не пострадал, но ситуация для него не слишком приятная.
Для 87-летнего Аббаса нынешнее предложение Вашингтона, пожалуй, последний шанс войти в историю в качестве первого президента официально признанного Государства Палестина. Другого может не представиться, если урегулирование конфликта в Газе пройдет без его участия, а территория сектора в будущем не окажется в составе Палестины. Такого сценария Аббасу палестинцы не простят. Но открыто поддержать усилия Израиля по ликвидации хамасовцев в Газе, чтобы потом получить из рук Тель-Авива мандат на управление сектором, для главы Палестины также сродни черной метке. К тому же на первый взгляд многообещающее заявление Блинкена - пустые слова. С подобным запредельным лицемерием американских должностных лиц палестинцы сталкивались неоднократно. Но обещания Белого дома, когда речь заходила об их практической реализации, неизменно дополнялись значимой оговоркой - Израиль также должен поддержать предпринимаемые по Палестине шаги. А этого никогда не случалось: в Тель-Авиве находили множество причин, чтобы палестинское государство не появилось. Среди самых чувствительных вопросов - территориальный, а также вопрос о столице будущей страны. На оккупированных у Палестины землях Израиль за прошедшие десятилетия построил множество еврейских поселений и теперь считает эти территории своими. В итоге, чтобы будущая Палестина представляла целостный, без израильских поселений регион, она должна уменьшиться в разы по сравнению с первоначальным проектом 1947 года. Палестинцев, понятное дело, это совершенно не устраивает, а Тель-Авив не готов к компромиссам. Не менее тупиковая ситуация сложилась в отношении столицы будущего государства. Желание Палестины видеть таковой Восточный Иерусалим встречает на ментальном уровне бешенное сопротивление Израиля, для которого Иерусалим может быть только единым и неделимым. Публично рассуждая о готовности содействовать независимой Палестине, госсекретарь США демонстративно оставил за скобками проблемы, которые связаны с таким решением.
Но почему съевший не одну собаку в геополитике Махмуд Аббас согласился и дальше обманываться, отлично сознавая, что имеет дело с американским дипломатическим шулером? Причина банальна - у главы Палестины остался выбор между плохим и очень плохим сценарием развития событий.
На принимаемые главой Палестины решения оказывают влияние как минимум два обстоятельства. Первое - несмотря на громкие заявления о "красных линиях" в отношении событий в Газе, ни одно государство региона не желает вступать в прямую конфронтацию с Тель-Авивом. Даже ливанская группировка "Хезболла" на данном этапе отказалась вести полномасштабную войну с Израилем, ограничиваясь локальными стычками, которые не переходят понятную самой "Хезболле" и военным Израиля критическую черту. Так что запертым в Газе хамасовцам рассчитывать на открытие "второго фронта" в обозримой перспективе вряд ли стоит.
Второе обстоятельство, вытекающее из первого, заключается в том, что рано или поздно превосходящие израильские силы возьмут сектор под контроль и вопрос о его будущем окажется в центре переговорного процесса. Сохранив внешнюю лояльность в отношении израильской операции, Аббас попадет в число будущих управленцев Газы. Понятно, что таковых будет несколько. Среди них прозападные миротворцы и, возможно, организация Красный Полумесяц. Но формально заглавной окажется палестинская администрация. ХАМАС в качестве политической силы никуда не исчезнет и продолжит сопротивление, но с этим команда Аббаса рассчитывает справиться. Так что по формальному признаку территория сектора останется в составе Палестины. А у Аббаса появится шанс возобновить дискуссию о создании палестинского государства с учетом благоприятной международной обстановки: многие страны признают, что первопричиной трагедии в Газе стало отсутствие у палестинцев своей страны. Чем завершится новый виток такой дискуссии, не ясно. Однако в ситуации слома прежнего и формирования нового миропорядка и мировых институтов у Палестины появляется призрачный шанс получить признание в ООН.
Будет ли для реализации такого сценария достаточно проводимой Аббасом политики невмешательства и непротивления совершаемым израильской армией на палестинских территориях рейдам, не очевидно. Тем не менее другой стратегии у главы Палестины на нынешнем этапе просто нет - если Израиль возьмет Газу под контроль, то может найти благовидный предлог, чтобы полностью прибрать к рукам эту территорию и выселить живущих там два миллиона палестинцев. Такой шаг поставит неправомерную, но жирную точку в вопросе о палестинском государстве, отложив переговоры о нем на отдаленное будущее. Так что у главы Палестины Аббаса не осталось другого выбора, кроме как делать вид, что он верит словам Блинкена о независимом палестинском государстве и готов к торгу. Но при этом понимать - американцы непременно обманут.