Фестиваль возник в 1993 году. Тогда Лариса Сахьянова и Петр Абашеев сами выбирали танцовщиков для приглашения в Улан-Удэ. И в этот раз, соединяя эпохи, на фестиваль приехала одна из их первых гостей - Татьяна Кладничкина, представительница того поколения, когда можно было оставаться звездой всесоюзного масштаба, танцуя в далеком Новосибирске. Теперь она давала классы труппе и гостям.
Фестиваль проводится раз в пять лет, но его принцип сохраняется: звезды российского балета выступают в репертуарных спектаклях бурятского театра. Это тот редкий случай, когда концепция выглядит идеальной: в Улан-Удэ практически нет иной возможности увидеть выдающихся мастеров, поработать с ними и перенять опыт. Поэтому для организаторов принципиально важно участие солистов Большого и Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко из Москвы, танцовщиков из Новосибирска, Красноярска, Якутска, Улан-Батора.
Открылся фестиваль недавней премьерой - "Ромео и Джульеттой" Леонида Лавровского, адаптированной для камерной бурятской сцены Михаилом Лавровским. При переносе шедевр драмбалета несколько покосился от купюр и скромного оформления, но позволил показаться в главных партиях Элеоноре Севенард и Денису Родькину, представителям Большого театра.
Юрий Выборнов из Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, дома специализирующийся на сольных партиях второго плана, в трехактном национальном бурятском балете "Красавица Ангара" станцевал главную роль - Енисея. Его коллега по театру Эрика Микиртичева спасла фестиваль, срочно заменив травмировавшуюся коллегу из Мариинского театра, и предстала надежным сформировавшимся профессионалом в "Лебедином озере", где ее партнером стал Иван Оскорбин из Новосибирского театра. А выпускник Бурятского хореографического колледжа Субедей Дангыт, тоже посланец Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, выступил в "Дон Кихоте" с обаятельным щегольством звезды. Гармоничный дуэт с ним составила Камилла Исмагилова.
В финальном концерте блеснули красноярцы Анна Кудрявцева (Федосова) и Матвей Никишаев - их элегантное па-де-де из балета "Катарина, или Дочь разбойника" украсило бы любую сцену.
Особый подъем гала-концерту придали младшие учащиеся хореографического колледжа, станцевавшие легендарных советских "Суворовцев" и очаровательный номер Генриха Майорова "Бурятские куклы". "Лебединые" сцены в главном русском балете были строги, как на параде. Радовали осмысленностью характерные танцы в "Дон Кихоте". Труппа представила свою гордость - хореодраму "Красавица Ангара". Но, разумеется, чтобы бурятский балет развивался, фестиваль продолжал существовать, артисты не разлетелись, театру Улан-Удэ нужны внимание и поддержка не только по праздникам...