ГОСТ по аддитивным технологиям для судостроения и судоремонта, разработанный участниками НОЦ "Российская Арктика", позволит принять на его основе новый принцип сертификации морскому регистру - главному классификатору государственного технического надзора в судоходстве.
- Путь, избранный изначально, когда каждый металлопорошок и даже его компоненты для 3D-выращивания деталей вносили в морской регистр по одиночке, очень непростой из-за разнообразия различных материалов, из которых изготавливаются детали. Это сотни и тысячи различных сплавов, составов этих порошков. С принятием нового подхода, над которым мы сейчас работаем, все изменится, - рассказал заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного (Арктического) федерального университета Марат Есеев.
Напомним, проект по аддитивным технологиям в судостроении зарождался вместе с началом работы НОЦ. 3D-печать конструктивно сложных деталей уже достаточно широко используется в российском автопроме, в авиационной промышленности и космической отрасли. Но в судостроении ее массовое внедрение находилось под вопросом из-за специфики, связанной с особенностями морского регистра и военной приемки.
В центре пропульсивных систем ЦС "Звёздочка" в Северодвинске, который занимается производством винторулевых колонок ледового класса для ледоколов и судов арктического бассейна, несколько лет назад было создано аддитивное производство. С участием партнеров НОЦ на протяжении последних двух лет здесь отрабатываются как сама технология, так и вопросы сертификации готовых изделий.
Проект научно-образовательного центра уже позволил расширить линейку материалов (сейчас на этапе сертификации находится пятый материал - винтовая бронза), которые можно использовать в судостроении, - для "выращивания" деталей, а также изготовить опытные партии отдельных сложных изделий. В частности, межманжетных колец, которые используются в составе готового изделия - винторулевой колонки АТ-32 мощностью 2,5 МВт, которая в этом году была отгружена и поставлена на завод в Выборге для строительства многоцелевого вспомогательного судна.
В ходе недавней встречи руководство НОЦ совместно с представителями северодвинского центра судоремонта (ЦС) "Звёздочка" и ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" наметили новые ориентиры в развитии проекта. Речь шла о том, как повысить эффективность сотрудничества между научно-исследовательскими учреждениями - разработчиками новых технологий, и производством режимного предприятия ВПК, имеющего серьезные ограничения по взаимодействию с гражданскими структурами.
- Мы верстаем планы на 2024 год и на следующую пятилетку, - сказал Марат Есеев. - Можно какие-то направления откорректировать или поменять, расставить новые акценты. Воспроизвести что-то или создать то, что должно иметь другие функции - например, свойства самого материала, режимы термообработки.
В рамках проекта научно-образовательного центра развивается направление, связанное с комплектующими и деталями оборудования в сфере реверс-инжиниринга. Темой для научно-производственной коллаборации может стать импортозамещение продукции, ставшей недоступной для отечественной промышленности (производства или его реконструкции) в условиях санкций.
По итогам встречи намечено проведение совместной видеоконференции с учеными Санкт-Петербургского государственного морского технического университета по одному из потенциальных проектов НОЦ.