Politico: переговоры между Израилем и ХАМАС по заложникам находятся в критической точке

Израильские официальные лица проявляют сдержанный оптимизм в отношении того, что сделка по освобождению заложников с ХАМАС может быть достигнута, но любое соглашение на этот счет, скорее всего, будет временным и ограниченным. В настоящее время переговоры между Израилем и ХАМАС по заложникам находятся в критической точке.

В сделке, скорее всего, будут участвовать всего несколько десятков пленных израильских детей и пожилых людей, среди которых есть несколько граждан с двойным гражданством, включая американцев. Об этом сообщает издание Politico со ссылкой на двух израильских чиновников, общавшихся на условиях анонимности. Официальное оформление гуманитарных пауз на севере сектора Газа помогло продвинуться в переговорах через катарцев и египтян, признали собеседники. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху ранее на этой неделе согласился ввести четырехчасовые ежедневные гуманитарные паузы при бомбардировках в секторе Газа после почти двухнедельного давления со стороны администрации Байдена. Оба чиновника предупредили, что еще есть несколько нерешенных вопросов, которые могут легко сорвать сделку, в том числе то, что политическое руководство ХАМАС скрывает полный список заложников, удерживаемых в секторе Газа. Военное руководство ХАМАСа также требует прекращения огня или более длительной гуманитарной паузы продолжительностью до недели, заявили израильские официальные лица.

Дэвид Мейдан, бывший офицер разведки Моссада, который какое-то время работал координатором Биньямина Нетаньяху по вопросам заложников, считает, что гуманитарные паузы, на которые согласился Нетаньяху, "могут привести к некоторым позитивным шагам". Более десяти лет назад Мейдан заключил сделку, гарантирующую освобождение Гилада Шалита, молодого израильского солдата, захваченного ХАМАСом в 2006 году, в обмен на 1027 палестинских заключенных. Тогда в рамках сделки на свободу вышли некоторые лидеры ХАМАС, которых Израиль обвинил в организации нападения 7 октября. С Мейданом, который консультировал семьи израильских заложников, уже общались американские дипломаты и недавно назначенный посланник Нетаньяху по вопросам заложников Галь Хирш. Мейдан посоветовал Хиршу и американцам не тратить время "на жонглирование различными каналами связи" и сосредоточить свои усилия на выявлении посредников, способных связаться с ключевыми лицами, принимающими решения, а именно с военными лидерами ХАМАС в секторе Газа. По его словам, "политические лидеры" за пределами сектора Газа, в частности, глава движения Исмаил Хания, проживающий в Катаре, "не так уж важны". Они могут служить просто посредниками для передачи сообщений военным лидерам ХАМАС, пояснил Мейдан.

Он также уточнил, что решения по заложникам будут принимать освобожденный в результате сделки десятилетней давности Йехья Синвар, лидер ХАМАС в секторе Газа, и один из основателей военного крыла организации - Мохаммед Дейф, который, как считают спецслужбы Израиля, спланировал теракт 7 октября на юге Израиля, а также Марвана Исса, который является заместителем руководителя военного крыла ХАМАС. "Именно эти трое принимают решения", - сказал Мейдан. При этом, уточнил эксперт в области разведки, роль Америки может быть ограничена, а Вашингтон находится не в лучшем положении для участия в переговорах. "Что он может сделать, так это оказать давление на египтян и катарцев и внушить им чувство срочности", - сказал он. По сообщениям СМИ, на прошлой неделе глава Моссада Дэвид Барни и директор ЦРУ Уильям Бернс находились в Катаре, чтобы обсудить с премьер-министром этой страны способы добиться освобождения заложников в секторе Газа.

Мейдан заявил, что переговоры на этот раз будут более трудными, чем те, с которыми он столкнулся более десяти лет назад. Во-первых, он обменивал всего одного солдата, а не около 240 пленников, в основном гражданских лиц. К тому же он не вел переговоры на фоне тотальной войны. И хотя он не мог сидеть напротив тогдашнего лидера "Бригад аль-Кассам" Джабари из-за израильских законов, на заключительных этапах он и военный лидер ХАМАСа находились в соседних комнатах в Каире, а египтяне пересылали сообщения туда и обратно во время переговоров. Мейдан знал, что сделка близка, когда Джабари начал понимать, что для Израиля будет невозможно освободить некоторых палестинцев, которых хотел освободить ХАМАС. "Именно тогда я понял, что он становится прагматичным", - сказал он. Мейдан отметил, что лучший способ заключить сделку сейчас - это использовать гуманитарные паузы, чтобы протолкнуть гуманитарную линию в отношении ХАМАС и доказать, что они должны ответить взаимностью, освободив пленных младенцев, детей, пожилых людей и немощных. "Но это очень сложно", - сказал он.

По словам собеседника, семьи заложников становятся все более нетерпеливыми и отчаянными: большинство из них воздерживаются от призывов к прекращению огня, оставляя на усмотрение правительства определение наилучших способов возвращения своих родственников. Большинство утверждает, что Нетаньяху должен освободить всех палестинцев, содержащихся в израильских тюрьмах, которых хочет освободить ХАМАС. Но это может скоро измениться. "Они переживают американские горки эмоций и могут говорить разные вещи изо дня в день - вы должны помнить, что в этом участвует много родственников, и не все они согласны", - сказал Мейдан. "Но с каждым днем все больше людей говорят мне, что необходимо прекратить огонь, чтобы спасти как можно больше заложников", - заключил он.