Боровшийся с коррупцией полицейский стал фигурантом уголовного дела

Задержание в конце сентября заместителя начальника УМВД по Брянску - начальника полиции полковника Юрия Соколова вызвало широкий резонанс в Брянской области. Многие годы занимавшегося жесткой борьбой с коррупцией правоохранителя обвинили в получении особо крупной взятки в размере почти 15 млн рублей. Причем обвинил его фигурант уголовного дела, которому следствие поверило больше, чем силовику.

Сам Соколов отрицает вину, а знакомые с делом юристы уверены: его преследование стало местью за борьбу с криминалом и контрабандой в приграничном регионе.

Безупречная биография

Службу в органах внутренних дел Юрий Соколов начал 20 лет назад. Большую часть времени работал в подразделениях экономической безопасности и противодействия коррупции региона, став заместителем начальника соответствующего управления в областном главке МВД. Многие значимые оперативно-разыскные мероприятия по выявлению преступлений в бюджетной сфере, ЖКХ, неуплате налогов, контрабанде сигарет и алкоголя проходили под его непосредственным контролем, на бланках запросов стояла его фамилия.

В тот период, когда Соколов занимал руководящий пост в управлении по борьбе с преступлениями в бюджетной сфере, было расследовано резонансное дело по факту приемки администрацией Брянска жилья в пригородном поселке Белые Берега по программе переселения из аварийного жилья. Чиновники подписали документы еще до завершения строительства, а построенные дома в итоге признали непригодными для проживания. Об этой ситуации на встрече с представителями Общероссийского народного фронта тогда доложили руководству страны. По итогам расследования на скамье подсудимых оказались и получили реальные сроки экс-мэр Брянска Сергей Смирнов и подрядчик Светлана Роман. СМИ называли расследование ситуации с Белыми Берегами одной из причин отставки брянского губернатора Николая Денина.

И это пример только одного громкого дела. Юрий Соколов дважды приказами МВД России в порядке поощрения досрочно повышался в звании - сперва стал подполковником, а в 31 год - полковником полиции. Был отмечен медалями МВД России, почетными грамотами и благодарностью министра внутренних дел. А всего за годы службы поощрялся 46 раз. Принципиальная позиция в борьбе с контрабандой и взяточничеством могла многим не нравиться - казалось, Соколов не просто для галочки, а всерьез борется с этими преступлениями.

Взятка или оговор?

В 2022 году занимающийся пивным бизнесом брянский предприниматель Денис Леонов был свидетелем в уголовном деле о неуплате налогов на десятки миллионов рублей компанией, соучредителем которой он являлся. По показаниям Александра Костицына, бывшего в то время адвокатом Леонова, выйти на полицейского Соколова и "договориться" с ним его уговаривал сам бизнесмен, на что Костицын недоумевает: если Соколов давно работает не в занимающемся экономическими преступлениями управлении областного главка, а в городском управлении полиции, как он может повлиять на решение по уголовному делу? Но спустя время, согласно материалам дела, Костицын заявляет своему доверителю, что договорился с правоохранителем на сумму в 14,4 млн рублей - якобы столько нужно заплатить ему за общее покровительство и решение вопроса с прекращением уголовного преследования.

Полковник отрицает вину: его преследование могло стать местью за борьбу с криминалом и контрабандой

"Никаких подтверждений того, что Костицын встречался с моим доверителем, в известных мне материалах уголовного дела нет, поэтому считаю возбуждение уголовного дела и предъявление обвинения необоснованными", - заявила осуществляющая защиту Соколова адвокат Ирина Сазонова. Возникает вопрос: а не было ли целью Костицына просто заработать крупную сумму?

"Согласно открытым данным компания "Даниловская пивоварня" все это время находится в состоянии банкротства и хозяйственной деятельности не ведет. За какое "покровительство" тогда она якобы платила полковнику Соколову? Уже это противоречие, по моему мнению, показывает несостоятельность предъявленного обвинения", - отмечает защитник. Адвокат подчеркивает, что планирует добиваться переноса расследования дел Соколова и Костицына в Главное следственное управление Следственного комитета России, так как, учитывая многолетнюю работу своего доверителя на руководящей должности в региональном главке МВД, опасается давления на следствие со стороны лиц, которым Соколов мог быть неугоден. "Уверена, что оба дела должны быть изъяты и переданы в производство следователю центрального аппарата, который сможет объективно разобраться в этой ситуации и понять, почему Костицын дает подобные показания в отношении полковника МВД", - подытожила Ирина Сазонова.

Борьба с коррупцией - одна из ключевых задач правоохранительной системы. Потому что именно коррупция разъедает государство, позволяя злоумышленникам разворовывать бюджетные миллионы и тем самым снижать уровень жизни всего общества. Но те, кто борется с преступлениями, должны быть уверены - государство защитит их от необоснованных обвинений и стремления тех, кому они перешли дорогу, убрать их со своего пути.

"На протяжении всех 20 лет, которые мой супруг проходил службу в органах внутренних дел, я не встречала более добросовестного сотрудника и порядочного человека. Не считаясь с личным временем, в ущерб семье, он с 7 утра и до позднего вечера был на работе, круглосуточно был готов выехать на работу. Так происходит, когда человек "горит" своим делом, находится на своем месте", - рассказывает супруга полковника Екатерина Соколова.

Она подчеркнула, что не видит возможности разрешения сложившейся проблемы на уровне региона, поэтому верит - помочь может только передача дела в Главное управление Следкома. "Мы уверены, что в системе есть настоящие правоохранители, так как в нашей семье и перед нашими глазами есть достойнейший пример сотрудника органов внутренних дел. Мы вместе с коллегами и товарищами мужа верим, что справедливость восторжествует", - заключает Екатерина Соколова.

Добавим, что на днях Советский районный суд города Брянска рассмотрит ходатайство следователя о продлении полковнику Юрию Соколову меры пресечения - содержание под стражей могут продлить еще как минимум на два месяца.