Насколько такая дипломатическая "артподготовка" имеет отношение к реальным планам глав государств, сказать трудно. Оба лидера подходят к встрече в не лучшей политической форме. Байдена ждет впереди тяжелая президентская кампания, а его рейтинги уверенно снижаются. Поддержка действий Израиля в секторе Газа для Вашингтона становится токсичной, а ситуация на Украине - плачевной. Так что любой намек на гипотетический конфликт США с Китаем из-за "тайваньского досье" способен пустить американскую экономику и планы Байдена остаться на второй срок в Белом доме под откос. У Си Цзиньпина есть собственные хорошо известные скелеты в шкафу. Главный из них - проблемы в экономике КНР, вызванные сокращением прямых иностранных инвестиций и введенными ранее против Пекина западными ограничениями.
Глава Китая и президент США не опровергают взаимного интереса восстановить между странами нормальные отношения или, как писали на этот счет СМИ, заключить "пакт о ненападении". Но даже в том случае, если на словах эта цель в Сан-Франциско будет достигнута, нет гарантий, что устные договоренности лидеров продержатся долго. Дело здесь не только в мировозренческом антагонизме, но также в глубочайшем и всеобъемлющем недоверии, которое присутствует между Вашингтоном и Пекином на всех направлениях взаимодействия. В Китае признают необходимость временного "перемирия" с США ради получения тактических выгод в экономике, но не готовы ничем поступаться ради этой цели. "Пекин не видит особых возможностей для фундаментального изменения курса американо-китайских отношений", - цитирует эксперта британская газета "Гардиан". Говорить об уступках, на которые пойдет Си Цзиньпин в интересах Америки, не приходится. При самом благоприятном для Вашингтона раскладе Китай согласится вернуть обсуждение проблемных вопросов в двусторонние профильные комитеты и комиссии. Но даже такой незначительный результат встречи в Сан-Франциско станет дипломатическим успехом для администрации Байдена, у которой перед президентскими выборами 2024 года больше не будет шанса, чтобы объявить о восстановлении статус-кво в диалоге с Пекином.
Пока же, как это традиционно бывает с утечками перед важными переговорами, американская дипломатия стремится публично продемонстрировать свою непримиримость и воинственность. СМИ составили перечень вопросов, по которым Байден якобы предъявит претензии китайскому лидеру и потребует от него объяснений. Среди наиболее чувствительных тем - связи Китая и Ирана с учетом заявлений Тегерана о поддержке движения Хамас в секторе Газа и ливанской организации "Хезболла". Появление на американо-китайском переговорном столе иранского досье - новый штрих в отношениях между Вашингтоном и Пекином. Перечень других вопросов выглядит достаточно прогнозируемым. Это совместная борьба с изменениями климата, якобы возросшая роль Китая в эпидемии передозировки опиатами в Соединенных Штатах, конфликт на Украине. А также напряженность в Тайваньском проливе, которая подрастет, если победу на выборах президента Тайваня в 2024 году одержит кандидат, выступающий за независимость острова. По сведениям Politico, будет также обсуждаться ряд специфичных тем, связанных с проводимой США тарифной политикой в отношении китайского импорта.
Нет сомнений, что Байден вновь ритуально заверит китайского коллегу в приверженности Америки принципу "одного Китая" в контексте Тайваня. Но такое заявление, без которого встреча товарища Си и Байдена не состоялась бы в принципе, не означает ни отказа Вашингтона от дальнейших поставок тайваньцам вооружений, ни снижения готовности США защищать остров в случае военного нападения со стороны Китая. Для формальной демонстрации успешности саммита в Сан-Франциско, в чем заинтересованы оба лидера, заранее заготовлены договоренности о возобновлении контактов между военными двух стран. Ранее госсекретарю США Энтони Блинкену не удалось добиться на этот счет согласия Пекина. Теперь о возобновлении диалога в военной сфере Байден и Си Цзиньпин объявят как о достигнутом прорыве.
Но эти дипломатические маневры, какими бы многообещающими они не выглядели, будут носить тактический характер. Никакого реального сближения между США и Китаем в Сан-Франциско не произойдет. Встреча Си Цзиньпина и Байдена должна успокоить международное сообщество и дать ему краткосрочную гарантию мирного сосуществования двух соперничающих государств. Однако эта встреча не снимает существующих между странами непримиримых противоречий и создает лишь видимость попыток их разрешить на переговорах.
Предсказуемые отношения с Китаем, за которые ратует Байден, то и дело становятся непредсказуемыми по вине различных ветвей американской власти, имеющих собственные представления о внешней политике. Аналитики предсказывают, что 2024 год может оказаться "довольно ухабистым" для американо-китайских отношений, несмотря на примирительный характер встречи в Сан-Франциско. И то, что по ее итогам будет выглядеть перезагрузкой диалога между Вашингтоном и Пекином, уже в ближайшей перспективе может привести к новому кризису в двухсторонних отношениях. Со всеми вытекающими из такого положения вещей негативными последствиями для мира.