Полезный проект со школами неожиданно получил не самую приятную огласку в СМИ. Что не так? Вот, пишут: "3600 человек, которые были наняты на работу для выполнения проекта, построили все в рекордные сроки, а в результате были обмануты". И мрачно предрекают: если все будет продолжаться в том же духе, дело может вылиться в большой международный скандал.
И это на фоне тех реальных скандалов, которые сотрясают мир? Не верится, но постараемся понять, почему проект, призванный стать импульсом дружбы братских народов, на определенном этапе вдруг стал "предметом раздражения". И неужели нельзя как можно скорее сделать все необходимое, чтобы раздражение погасить? Кому выгодно это раздражение - тоже вопрос. На чью мельницу вода?..
Многие западные страны проводят недружественную политику в отношении России, и это не тайна. Для укрепления добрососедских отношений стало жизненно необходимо выстраивать новые связи - торговые и культурные. Происходит это благодаря совместным проектам, в которых Россия играет важнейшую роль. Значимым стал гуманитарный проект "Российский учитель за рубежом": десятки педагогов отправились преподавать в Таджикистан. А еще Россия строит школы в ближнем зарубежье, в том числе в Таджикистане. Что не по душе недружественной стороне, тут и гадать не надо. Подумывают, наверное, как бы нас остановить. Ожидать можно, чего угодно. Надо быть бдительными и предельно открытыми - нельзя давать даже повод для спекуляций.
Проект строительства школ в Таджикистане закрытым не назовешь. Он освещался, в том числе официально 1 сентября 2022 года. Помните, в тот день в пяти городах дружественной нам страны открылись русские школы, построенные в сжатые сроки. Об открытости говорит и недавно прошедшее в Совете Федерации заседание экспертного совета. Сенаторы и депутаты Госдумы обсуждали проблемы и перспективы строительства русскоязычных школ на постсоветском пространстве. Проект в Таджикистане был изучен в качестве одного из примеров, мы об этом писали.
Представитель ООО "Зарубеждипстрой" тогда сообщил, что значительная часть выполненных работ осталась неоплаченной. У компании имеются аргументы, чтобы так считать. Контракт аванса не предусматривал. Несмотря на это, уж повторимся, для безусловной сдачи объектов в эксплуатацию и проведения торжественного открытия 1 сентября 2022 года генподрядчиком были привлечены значительные собственные средства и средства инвесторов. Можно сказать, что работы велись в долг, но такое случается в проектах с бюджетным финансированием. Понятно, что генподрядчик рассчитывал вернуть инвестиции и получить хоть какую-то прибыль.
А что пишут СМИ? Заказчиком масштабного строительства выступал Евразийский банк развития (ЕАБР, председатель правления Николай Подгузов), а оператором проекта - Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР, исполнительный директор Проектного блока - Андрей Широков). Письма генподрядчику подписывал директор Проектной группы по реализации донорских проектов ПБ ЕФСР Александр Халтурин. Такая же подпись стоит на договоре с генподрядчиком и допсоглашениях к нему.
По данным СМИ, участки выделяли власти Таджикистана, а строительство и оснащение школ должна была финансировать Россия. Соглашение было подписано весной 2019 года. А в 2021 году, как сообщается, из бюджета РФ было выделено 150 млн долларов. Еще на начальном этапе, пишет пресса, летом 2021 года генподрядчик и субподрядчики вложили более 10 млн долларов собственных средств, а с начала 2022 года - еще около 40 млн долларов. В качестве местных партнеров называются ОАО "ТГЭМ", ООО "СтройЦентр", ЗАО "ТАДЭС", ОАО "АлюминСохтмон", ООО "Металл Инвест Строй", ООО "Нуроб" и другие компании.
Можно представить, какие были задействованы силы: сотни, если не тысячи рабочих рук, много строительной техники. Работы велись параллельно в пяти городах - не каждому подрядчику под силу. Читаем дальше: договор подряда на выполнение комплекса работ по проектированию и строительству школ был заключен в июле 2021 года по результатам конкурса между ЕАБР, как управляющим средствами ЕФСР, и ООО "Зарубеждипстрой". Генподрядчику и компаниям, входящим в консорциум (так это подают СМИ), предложили работать в очень сжатые сроки, без предоставления авансов со стороны заказчика, но при этом требуя значительные банковские гарантии.
"Исходя из важности данного проекта, мы согласились на это, хотя были осведомлены о нестандартных сроках, учитывая параллельный процесс проектирования и строительства, - пишут СМИ со ссылкой на свой источник в компании. - Нам обещали понимание в случае небольших отставаний от графика, особенно учитывая, что после положительной экспертизы проектной документации будет утверждена окончательная стоимость работ и определены сроки их завершения".
Словом, знакомая строителям рутина. Первоначальная цена договора составила 128 848 341 доллар. В 2022 году Запад начал штамповать пакеты санкций против России. Кто-то ушел с нашего рынка. Тот, у кого, например, можно было заказать оборудование. Из-за транспортных ограничений изменилась логистика, поставки по межгосударственным каналам стали дорожать. Поэтому логичным выглядит заключение 19 сентября 2022 года допсоглашения к договору подряда. Цена была увеличена до 178 798 441 доллара. Следующее допсоглашение было подписано 18 ноября 2022 года. Цена выросла до 259 947 071 доллара. Итоговый объем финансирования был определен на основании аудита и по итогам работы госкомиссии. Распоряжение о его выделении было подписано 8 декабря 2022 года.
"С этого момента работа Фонда/Банка (заказчика) кардинально изменилась по отношению к генеральному подрядчику, - говорится в письме к председателю правления банка, которое не преминули процитировать СМИ. - От Фонда/Банка начали поступать различные претензии. В частности, была выдвинута "версия" с неподписанием заказчиком акта предварительной приемки, который [акт] выступал одним из оснований для сдачи в эксплуатацию школ и начала учебного процесса. Возникает вопрос: как тогда разрешили учиться детям в помещениях, не введенных в эксплуатацию?" А ведь школы работают второй учебный год. Акты приемки, подписанные за считаные дни до их открытия, имеются.
"Школы были построены на основе типового проекта, реализованного в городе Грозный, но с большим количеством современных "фишек", - так описывают события годичной давности наши коллеги из СМИ. - В каждом образовательном учреждении могут учиться более 1200 детей. Для учеников подготовлены лаборатории физики, химии и биологии, компьютерные классы, спортивные залы. В каждом классе есть интерактивные доски и планшеты. Дети могут посещать занятия с робототехникой, а могут плавать в бассейне, которых на каждую школу целых два - для младших и старших классов. И все это великолепие может выдержать землетрясение до 9 баллов, что, безусловно, необходимо для безопасности детей в горном регионе".
Понятно, что главная задача была решена к 1 сентября 2022 года - объекты открыли, они эксплуатируются. Что до остального, то в сложных проектах не обходится без трудностей и доработки. Тысячи человек строили школы, вряд ли все без исключения сработано идеально. Как правило, на стройке дефекты и недостатки устраняются в рабочем порядке. На основании актов приемки работ улаживаются финансовые вопросы.
Можно предположить, что события, на которых СМИ делают акцент, развернулись уже после открытия школ, когда внимание к ним, возможно, немного поубавилось. Заказчик, как следует из публикаций, направил требование генподрядчику о предоставлении дополнительной банковской гарантии на сумму увеличения цены договора, что в принципе было невыполнимо, поскольку новая дата окончательной приемки так и не была определена. А в феврале 2023 года заказчик издал распоряжение об изъятии части работ. Основанием послужило якобы допущенное генподрядчиком нарушение сроков. Смущает плановая дата окончательной приемки в распоряжении об изъятии: 1 ноября 2022 г. О подписании со своей стороны второго допсоглашения, датированного 18 ноября 2022 г., заказчик проинформировал генподрядчика аж 30 декабря 2022 г., а допфинансирование выделили 8 декабря 2022 г. Не сходится что-то.
Резюмируем: к моменту изъятия уже работали школы, значит, генподрядчик выполнил значительный объем работ. И было выделено допфинансирование из бюджета. После этого, как пишут СМИ, заказчик в одностороннем порядке отказывается от договора с генподрядчиком и передает изъятый объем работ новому подрядчику - российской компании ООО "Геолайн".
"И именно этот подрядчик осваивает выделенное из бюджета РФ дополнительное финансирование и завершает проект. Несправедливо", - к такому выводу приходит пресса, хотя с ней можно и поспорить. Справедливость - понятие зачастую абстрактное, а что законно - судить не нам. Но права выслушивать аргументы, даже эмоциональные, у нас никто не отбирал. В упомянутом выше письме в банк говорится: "Службы заказчика подтверждают, что генеральным подрядчиком на сегодняшний день выполнено 90% работ, из которых оплачено только 65%". "И совсем уж абсурд! Компании "Геолайн" - новому подрядчику - по каким-то основаниям платят деньги за наши, еще осенью 2022 года выполненные работы!" - негодует в прессе неназванный представитель ООО "Зарубеждипстрой".
Правом выяснять, кто и по каким основаниям "платит деньги за наши работы", наделены компетентные лица. Кстати, теперь уже экс-генподрядчик направил заявление в Генпрокуратуру Таджикистана. Просит изучить действия некоторых фирм. В числе прочих называет ООО "Инжстрой", которое СМИ принимают за дочернюю компанию ООО "Геолайн", зарегистрированную в Таджикистане в период реализации проекта. Сумма "недоплаты" в разных источниках варьируется от 35 до 69 млн долларов. Видимо, включаются в нее "долги" и заказчика, и нового генподрядчика, и деловых партнеров.
Только проблема не в сумме, а в факте. Кто сомневается в том, что заказчик не без оснований отказался от дальнейшего исполнения контракта, после чего надо было искать нового подрядчика? Но и как сомневаться в том, что спор с оплатой не улажен? И вот думается: спор-то тривиальный. Разве не мог он случайно возникнуть на уровне среднего звена, клерка или инженера, не несущего ответственности за реализацию всего проекта, а лишь оценивающего, под правильным ли углом и той ли марки был уложен кирпич? Возможно, он ошибся, этот клерк или инженер, без злого умысла, а потом испугался и промолчал. Но нам-то теперь предрекают международный скандал, самое время сказать правду.
Подчеркнем, никто ничего не скрывает - самые важные документы опубликованы в открытом доступе. Может, банку и фонду взять подобный пример? Опубликовать отчет о реализации проекта, понятный простому пользователю. Показать школы и качество работ, узнать, довольны ли ими ученики и учителя. А на будущее взять за пример практику мэрий российских городов, которые в режиме онлайн ведут трансляции строительства социально значимых объектов. Простые действия все объяснят и отсекут "инсинуации", лишат "жареного" повода тех, кто его разогревает. Нам ведь нечего скрывать?
Мы верим в то, что описанная ситуация "не станет токсичной", жизненный реализм все расставит по своим местам. Однако насторожить потенциальных подрядчиков, готовых строить русские школы и продвигать идею "народной дипломатии" в соседних странах, она, увы, способна. Может, глубинная цель всей этой шумихи в том, чтобы затормозить наше сотрудничество, отпугнуть наших друзей, создать еще одну "анти-Россию"? Слов нет - спорный вопрос, погасить его по-деловому и безболезненно следует как можно быстрее.