Если в 2017 году на оплату труда шло 48 процентов ВВП, то в 2022-м - только 39. Разница в девять процентов - это недоплата 14-15 триллионов рублей в год, что говорит о том, что у нас есть резервы для повышения доходов населения.
Интересно, что с начала 2000-х годов доля расходов на продовольствие в домашних хозяйствах остается практически неизменной. А любое производство требует платежеспособного спроса. В нынешних экономических условиях сложно ожидать значительного повышения зарплат в ближайшие годы, и вкупе с отсутствием демографического роста населения вряд ли стоит ждать и увеличения потребления продуктов в России.
Бытует мнение, что основным драйвером положительной динамики в отрасли были государственные субсидии, выделяемые сельскому хозяйству. На самом деле это не так. Начиная с 2018 года бюджетная поддержка отрасли в долларовом эквиваленте ежегодно уменьшается. Рост производства продовольствия в стране в последние годы произошел благодаря открывшимся экспортным возможностям.
Катализатором в зерноводстве стала установленная в сентябре 2016 года нулевая пошлина на экспорт. Российские аграрии получили возможность конкурировать на международных рынках с главными соперниками - США, Канадой, Евросоюзом и Украиной - и добились блестящих результатов. Россия уверенно вышла на первое место по экспорту пшеницы (22 процента мирового рынка).
Производство зерновых стало рентабельным на подавляющей части территории страны, что способствовало освоению залежных земель, техническому перевооружению сельского хозяйства, развитию сельхозмашиностроения, внедрению научных достижений, развитию прогрессивных технологий. Доходы от зерновых аграрии вкладывали в животноводство, овощеводство, а рост зарплат в укрепившихся хозяйствах способствовал развитию сельских территорий.
Сегодня Россия - ведущий экспортер пшеницы в страны Ближнего и Среднего Востока и Африки. Наше зерно успешно вышло на рынки Юго-Восточной Азии. "Продовольственная дипломатия" усилила авторитет и влияние России в странах глобального Юга.
При поддержке правительства РФ построены новые экспортные терминалы и развивается логистическая инфраструктура. Казалось, что рост производства зерновых в стране продолжится. Экспорт обеспечивал приток десятков миллиардов долларов в страну и постоянные денежные потоки в сельхозпроизводство. Но введение экспортной пошлины на зерновые культуры с 15 февраля 2021 года внесло серьезные коррективы в развитие отрасли.
Ни одна из стран, претендующих на глобальное мировое влияние, не может существовать без доступного и качественного продовольствия. И сегодня США и Евросоюз, которые являются основными конкурентами России на мировых рынках зерновых культур, выделяют колоссальные дотации на поддержку сектора. Это позволяет им продавать огромные объемы продовольствия, в первую очередь зерна, в страны глобального Юга и укреплять там свое влияние. По имеющимся данным, еще больше средств в расчете на один гектар пашни выделяет сельскому хозяйству в виде государственной поддержки Китай.
Сегодня очевидно, что применение зерновой пошлины в России с 2021 года привело к росту и накоплению убытков у аграриев, несмотря на, казалось бы, рекордные урожаи. По оценкам аналитиков, в 2023-м в России большая часть площадей, на которых выращивалось зерно, стала убыточной для производителей. Ситуация ухудшается с каждым годом.
Стоимость зерна, начиная с 2021-го, ежегодно падает из-за непрофессионально, на мой взгляд, сформированной пошлины, которая является абсолютно нерыночным механизмом. При этом затраты в условиях рыночной экономики постоянно растут. Уже в два раза сократилось приобретение сельскохозяйственной техники, что резко ударило по нашим сельхозмашиностроителям, которые начиная с 2014 года провели большую работу с целью импортозамещения.
Из-за нехватки средств аграрии стали меньше приобретать сложных удобрений и хороших средств защиты растений, что уже сказалось на качестве урожая 2023 года. Сельчанам не могут платить достойные зарплаты, в итоге в отрасли, по данным минсельхоза РФ, не хватает 200 тысяч рабочих. Низкие цены на зерно сократили доходы миллионов пайщиков.
Приходится констатировать, что производственные ресурсы, накопленные в 2014-2021 годах, на большей части территории страны исчерпаны. Сегодня стоит выбор: либо наше сельское хозяйство будет развиваться, а Россия останется великой аграрной державой, либо разорение предприятий, очевидное уже сейчас, приведет к деградации села и сокращению производства и продажи продовольствия.
Причем никто не говорит, что российским аграриям нужна господдержка в таком объеме, которую предоставляют фермерам в США или Евросоюзе. Справлялись раньше и без нее. Главное, что нужно делать, - не мешать рынку излишними административными мерами. Кризис на селе нарастает, решение лучше не откладывать.