Глава правительства в среду, 15 ноября, посетил ежегодный международный форум и выставку "Транспорт России". Особый акцент в дискуссиях был сделан на развитии международных транспортных коридоров и формировании устойчивых цепочек поставок. Для нашей страны в условиях западных санкций эти вопросы приобретают важное значение, чтобы расширять сотрудничество с дружественными странами.
Несмотря на все внешние преграды, транспортная отрасль России динамично движется вперед, уверен Мишустин. Она надежно снабжает промышленность, бизнес и граждан всеми необходимыми товарами и услугами, а также обеспечивает стабильные поставки на экспорт продукции отечественных компаний. "В условиях формирования нового многополярного мира нам удалось достаточно быстро перестроить внешнюю торговлю, развернуть грузовые потоки на Юг, на Восток", - констатировал премьер, выступая на пленарном заседании форума "Россия 2035: к новой экономике транспорта". "Важно завершить начатые системные преобразования. Для этого в течение ближайших лет на финансирование государственной программы развития транспортной системы в федеральном бюджете предусмотрено около 1,5 триллиона рублей ежегодно", - заявил председатель правительства.
Михаил Мишустин назвал шесть ключевых приоритетов для транспортного комплекса.
Первый - поступательное наращивание провозной способности основных транспортно-логистических коридоров, которые позволят укрепить торговые связи с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, СНГ, странами Ближнего Востока, Африки, Азии. Особая роль в этом отводится железным дорогам. Так, пропускная способность Восточного полигона к концу 2023 года достигнет 173 миллионов тонн грузов. К окончанию десятилетия, ожидает премьер, показатель может превысить 210 миллионов.
Второй - укрепление связанности территорий и повышение мобильности населения. Михаил Мишустин считает необходимым сохранение высоких темпов строительства автомобильных дорог в России. С начала года в стране построено и реконструировано около 650 километров федеральных и региональных трасс. Это почти в три раза больше, чем годом ранее, отремонтировано еще свыше десяти тысяч километров дорог.
Третий приоритет связан с перевозкой пассажиров. Гражданская авиация смогла преодолеть основные трудности, вызванные санкциями, и сейчас набирает обороты, отметил глава кабмина. За девять месяцев 2023 года авиакомпании страны перевезли свыше 80 миллионов человек. Это выше прогноза, рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 11,5%. "Президент поручил довести пассажиропоток по итогам года до 103 миллионов человек, и конечно, нужно обязательно выполнить данное решение", - указал Мишустин. Рост пассажиропотока демонстрируют другие виды транспорта. Речной флот за январь - сентябрь перевез 9,5 миллиона человек, что почти на 20% больше, чем годом ранее. За этот же период пассажирские перевозки по железным дорогам выросли на 4% и достигли почти 900 миллионов.
Четвертый приоритет комплекса. Чтобы повысить доступность перевозок, надо создавать условия для конкуренции среди транспортных компаний, вводить эффективные механизмы регулирования рынка, считает премьер-министр. Преимущества при этом должны получать те организации, кто принимает меры для сокращения издержек, в том числе за счет внедрения новейших технологий. Принципиальным остается снижение логистических расходов российских компаний. "Стоимость доставки товаров и грузов во многом определяет развитие экономики в нашей стране", - отметил Михаил Мишустин. Ключевое условие стабильности транспорта страны - его независимость от иностранных производителей. "При перевозке пассажиров, грузов надо опираться на собственные разработки. И главное - не допустить отставания отрасли", - заявил глава кабмина. То же самое касается цифровизации отрасли. Использование передовых решений и сервисов повышает скорость доставки грузов, способствует бесшовной логистике и напрямую влияет на уровень комфорта пассажиров, уверен он.
Пятый приоритет касается новых регионов страны. Чтобы полноценно вовлечь ДНР, ЛНР, Запорожскую и Херсонскую области в социально-экономическую жизнь России, требуются системные меры по восстановлению всей транспортной инфраструктуры, подчеркнул Михаил Мишустин. На территориях уже отремонтировано почти 1,5 тысячи километров автомагистралей, несколько десятков искусственных дорожных сооружений. Активное участие в этом принимают около 30 регионов, благодаря чему в 2023 году будет завершена реконструкция дополнительно еще более 400 километров трасс.
Шестое направление сегодня актуально для многих отраслей экономики России. Это квалифицированные кадры. Сегодня каждый шестой обучающийся в России выбирает для себя профессию, связанную со сферой транспорта, рассказал глава кабинета министров. Правительством принято решение об учреждении премии в области транспортной науки и техники имени академика Владимира Образцова, внесшего огромный вклад в развитие транспортной системы страны, сообщил Мишустин.