Михаил Швыдкой: За три года, которые разделили восьмой и девятый культурные форумы, мир сильно изменился

Завтра начнет работу Санкт-Петербургский международный культурный форум. И хотя со времени его создания прошло уже двенадцать лет - первый форум состоялся в 2011 году, он будет всего лишь девятым по счету. Эпидемия COVID-19, начавшаяся в феврале прошлого года российская СВО на Украине заставили организаторов искать новые сроки и формы его проведения. И не только формы, но и смыслы.
Григорий Сысоев / РИА Новости

Стало ясно, что брать нужно не количеством, но качеством. Если в предшествующие эпидемии годы число участников, съезжающихся на этот форум в Санкт-Петербург, доходило до тридцати тысяч человек, то нынешняя цифра сильно не дотягивает до тысячи. Однако среди них около семидесяти официальных зарубежных делегаций высокого уровня, тридцать четыре из них возглавляются министрами, а одна - киргизская - вице-премьером. Такое представительство сравнимо разве что с Генеральной конференцией ЮНЕСКО.

При том, что большинство участников нынешнего форума представляют страны Глобального Юга, международные региональные организации - СНГ, ШОС, БРИКС, новая повестка этого высокого собрания деятелей и функционеров культуры вызвала интерес их коллег из Франции, Великобритании, Италии и других европейских государств.

За три года, которые разделили восьмой и девятый культурные форумы, мир сильно изменился

Понятно, что любой форум в нынешних обстоятельствах стараются сделать максимально рабочим, праздничные развлечения и фейерверки сегодня в высшей степени неуместны, и это хорошо понимают его организаторы. Поэтому программа форума насыщена профессиональными дискуссиями, которые охватывают весь спектр современных проблем - от сохранения и умножения традиционных ценностей, определяющих национальный суверенитет, место народа в истории, до проблем использования искусственного интеллекта и развития креативных индустрий. Впервые в рамках высокого собрания, посвященного культуре, состоится сессия, где будут обсуждать сотрудничество творческих институтов и крупного бизнеса, ее модератором вызвался стать Игорь Шувалов, председатель Государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ".

За три года, которые разделили восьмой и девятый форумы, мир кардинально изменился. И концептуально, и материально. Исчезли многие иллюзии, связанные с бескорыстием в международном гуманитарном сотрудничестве, с готовностью стран "золотого миллиарда" сохранять культурные контакты вне зависимости от политической реальности. Это не означает, впрочем, что не появилось немалое количество новых иллюзий. Равно, как и то, что многие мои давние друзья в недружественных государствах в личном качестве стараются сохранить то, что можно сохранить в нынешних условиях. И первой среди равных хочу назвать выдающуюся японскую актрису Комаки Курихару, которая по-прежнему возглавляет оргкомитет Фестиваля российской культуры в Японии, не прерывавший свою деятельность ни в прошлом, ни в нынешнем году.

Архитектура нового многополярного мира, инициатором которой выступил президент Российской Федерации В.В. Путин, находится на начальном этапе своего становления. Новая российская активность, связанная с разворотом на Восток и на Юг, требует тщательной проработки, но уже сегодня понятно, что в сфере культуры она должна быть обеспечена значительными финансовыми средствами хотя бы потому, что дорога до Претории куда дороже, чем до Варшавы или Берлина. Надо заново осмыслить музейное сотрудничество, в первую очередь его юридические аспекты, так как необходима полная защита художественных шедевров в условиях западных санкций. Наконец, требуют обсуждения новые проекты в кинематографии и медийной сфере. Создание Евразийской киноакадемии или проведение телевизионного конкурса популярной песни, в котором должны участвовать страны СНГ, ШОС и БРИКС, уже вызвали интерес потенциальных участников, но пока вопросов больше, чем ответов. И Санкт-Петербургский культурный форм - лучшая площадка, чтобы эти ответы получить.

В нынешнем году на всех рекламных носителях появилось еще одно название этого важного международного события - "Форум объединенных культур". Оно заставляет вспомнить лозунг из "Коммунистического манифеста" К. Маркса и Ф. Энгельса - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", но деятели культуры в большинстве своем чистые пролетарии, а необходимость объединения, чтобы защитить культуру и самих себя в нынешнем полном трагических конфликтов мире, вполне очевидна. И нельзя не учитывать того невеселого обстоятельства, что это мир, где человека все больше и больше стремятся подменить алгоритмы. Опыт забастовочного движения американских сценаристов и актеров их собратья в других регионах мира, в том числе и в России, пока не собираются заимствовать, но проблемы, связанные с тем, что цифровые технологии не только помогают развитию культуры, но и создают нешуточные проблемы, требуют серьезного внимания и профессионального обсуждения.

Программу сделали максимально рабочей, развлечения сегодня в высшей степени неуместны

Не сомневаюсь, что найдутся комментаторы, которые станут писать о том, что проведение форума, посвященного проблемам культуры, в нынешнее время по крайней мере неуместно. Но расхожее присловье о пушках и музах давно стало лишь фигурой речи. Музы никогда не молчат, просто тональность их высказываний часто не совпадает с тональностью пушечных залпов. За минувшие пятьдесят веков ученые насчитали 14,5 тысячи больших и малых войн. Историки утверждают, что за пять тысяч лет можно насчитать всего лишь триста лет мирной жизни. Да и то сомневаюсь в их правоте. Ни в коей мере не хочу сказать, что вся великая культура пронизана духом войн. Напротив. Но именно в пору великих потрясений, глобальных исторических перемен, а нынешняя эпоха именно такова, именно через культуру происходит глубинное осмысление происходящего. И без этого осмысления человеческое бытие, историческая память трагически ущербны.