Что мы ждем от IХ Международного культурного форума в Петербурге

16 ноября в Петербурге открывается Форум объединенных культур. Это IX Санкт-Петербургский международный культурный форум, но в новом формате.
Ноябрь в Петербурге - время триумфа культурных диалогов. А культура всегда оставляет место удивлению.
Ноябрь в Петербурге - время триумфа культурных диалогов. А культура всегда оставляет место удивлению. / Юрий Лепский

Заявив новых гостей, новые темы и дискуссии, форум соберет представителей 73 стран мира. На него прибудут 56 официальных делегаций. Вопреки тому, что некоторые привычные гости не приедут, представительность его не пострадает.

Ноябрь в Санкт-Петербурге - самый тоскливый месяц: темнеет рано, светает поздно, дожди и эти фирменные пронизывающие ветры Северной Пальмиры.

Но ноябрь в Санкт-Петербурге - по культурному календарю - пик и кульминация всех главных гуманитарных событий года не только в Северной столице, но и в России, и в мире. И именно из-за форума.

Это время и место действия мысли. Самой ответственной - на

форуме люди министерского уровня, режиссеры и директора театров, главы крупных медийных корпораций, редакторы газет. Здесь в порядке вещей увидеть Михаила Пиотровского и Владимира Толстого, Николая Цискаридзе и Альфредо Монтуори, Михаила Швыдкого и Константина Эрнста, академика

Академии социальных наук КНР Лю Куйли и генерального директора Национального музея Султаната Оман Джамоля Аль Мусави.

Европейские гости тоже не редкость, форум не обошли вниманием общественный деятель, внук экс-президента Франции Шарля де Голля Пьер де Голль, профессор исторического факультета Университета Уорвика (Великобритания) Рид Кристофер и многие другие...

И форум - место действия самых ярких мыслей. Темы обсуждаются глубокие и в неожиданном и остром ракурсе. История, традиции и искусственный интеллект - вот три главных тематических фокуса дискуссий на форуме, не считая обычных для него тем - театр, кино, музеи, медиа и их будущее.

Как связаны между собой историческое наследие и формирование идентичностей, развитие креативных индустрий, международный диалог? Какой должна быть политика по сохранению историко-культурного наследия в новом многополярном мире?

Умение сочетать понимание классики и современного искусства - одна из главных черт нашего времени. Фото: Юрий Лепский

Какие существуют успешные практики и барьеры для интеграции национальных традиций и ценностей в современность? Можно ли говорить о традициях как о важном инструменте гуманизации общества XXI века?

Как воспитать патриотизм? Способствует ли культурное наследие гражданской консолидации общества? Какие новые формы искусства возникают благодаря технологическим достижениям в области искусственного интеллекта? Может ли ИИ помочь в сохранении уникального культурного наследия? Какие потенциальные угрозы существуют при использовании ИИ в культурной сфере? Не теряется ли творческая неповторимость в результате автоматизации искусства? Вот главные вопросы для обсуждений на форуме.

73 страны будут участвовать в Форуме объединенных культур

Петербургский культурный форум не собирается терять статус одной из интереснейших интеллектуальных площадок в России и в мире. И не просто продолжит высокие разговоры на культурные темы, но и сможет создать новые проекты будущего культурного развития.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа:

- Мы всегда говорили, что "мосты культуры" - это последнее, что может быть взорвано. И все нам вторили: да, конечно! А как пришло время, то стали быстро их взрывать. И сейчас мы во многих случаях защищаем уже не мосты, а их опоры. Потому у нас и к себе, и к нашим европейским коллегам возникает прямой вопрос: а эти мосты нужны? Может, пока надо обсуждать особенности культуры, ее обособленность и на какое-то время забыть про мосты культуры и перестать туда-сюда ездить и общаться. Об этом тоже надо хорошо подумать. Я-то лично считаю, что мосты должны быть обязательно. И мы в Эрмитаже это двухстороннее движение не останавливаем, у нас недаром не так давно прошли Дни Эрмитажа в Сербии. Но общий ответ пока не ясен. Может быть, нужны разводные мосты, как в Петербурге.