15.11.2023 09:49
Поделиться

Активист организации "Севастополь-Крым-Россия" добился в суде снятия украинской судимости

В 2007 году он открыто назвал Крым российской территорией и потребовал отмены конституции автономной республики, тогда еще в составе Украины. До исторического референдума было долгих семь лет. А в тот момент украинское правосудие не заставило себя ждать. Лидера общественно-политического движения "Севастополь-Крым-Россия" Валерия Подъячего осудили по статье 110 УК Украины - посягательство на территориальную целостность.
Валерий Подъячий вышел из зала суда победителем.
Валерий Подъячий вышел из зала суда победителем. / Сергей Винник/РГ

Парадокс, но и в российском Крыму активист остался таким же "сепаратистом", каким он был для Киева. Понадобилось девять лет, чтобы Верховный суд Крыма реабилитировал Валерия Подъячего. Почему же его история сегодня актуальнее, чем девять лет назад?

- В этой долгой-долгой эпопее поставлена не точка, а восклицательный знак, - не сдерживая эмоций, говорит Валерий.

Неблагонадежный

О том, что девять лет борьбы не были напрасными и он восстановил свое честное имя, борец за российский Крым Валерий Подъячий сообщил "РГ" в числе первых. С 2017 года наше издание следило за его историей, поддерживая активиста ("Казус Подъячего не исправлен", "РГ" от 20.12.2017 N 289).

Осенью 2007 года преподаватель математики Таврического национального университета Валерий Подъячий подал в суд сразу два иска: об отмене украинской Конституции Автономной Республики Крым и о возвращении Крыма в состав России. Такая дерзость не могла остаться безнаказанной. И уже в январе 2008 года Служба безопасности Украины начала уголовное преследование активиста за посягательство на территориальную целостность страны. 28 февраля 2011 года решением апелляционного суда Крыма Валерий Подъячий и председатель Русской общины Евпатории Семен Клюев были осуждены на три года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на год. Пройдя все судебные инстанции на Украине, активисты дошли до Европейского суда по правам человека, но там их жалобу отказались даже рассматривать.

"Исходя из материалов дела и в той мере, в которой данный вопрос относится к его компетенции, суд решил, что ваша жалоба не соответствует критериям приемлемости, изложенной в статьях 34 и 35 Конвенции по правам человека. Это решение окончательное и не может быть обжаловано ни в суде (включая Большую палату), ни в ином органе", - говорилось в официальном ответе из Страсбурга.

Чужой среди своих

Логика украинского государства понятна. Но, казалось бы, после мартовского референдума 2014 года все должно было встать на свои места. Ведь он, Валерий Подъячий, боролся за российский Крым, когда это было "безумством храбрых". Но нет, и в российском Крыму активист остался уголовником-сепаратистом. Вначале он просто обращался в разные инстанции с просьбой отменить решение украинского суда. Не помогло. В 2015 году Валерий вынужден был уйти из университета, где много лет преподавал математику. С уголовной статьей в вузе делать нечего. Пытался устроиться в школу - не приняли. Не взяли даже дворником, везде нужна была справка о несудимости. Тогда он решил действовать через суд. Но в июле 2017 года Киевский районный суд Симферополя подтвердил, что на работу его не принимают на законных основаниях. Круг замкнулся. Но Валерий не сдавался. Новый суд в декабре того же года частично удовлетворил жалобу активиста.

"Производство в отношении Подъячего В. В. по статье 110 УК Украины прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, - говорилось в решении суда. - В ходатайстве о признании права на реабилитацию отказать".

В феврале 2018 года уже коллегия Верховного суда Крыма по уголовным делам отказала в удовлетворении апелляционной жалобы лидера Народного фронта "Севастополь - Крым - Россия" Валерия Подъячего. Такое решение активиста не устроило. Носить клеймо сепаратиста для него было все равно что предать дело всей жизни.

- Я годами боролся за российский Крым, и когда это свершилось, остаюсь сепаратистом, которому отказано в политической реабилитации, - недоумевал Валерий Подъячий. - Нет, для меня принципиально важно восстановить свое честное имя и отстоять справедливость.

Восклицательный знак

И отстоял. В 2023 году Верховный суд России поручил Четвертому кассационному суду общей юрисдикции (Краснодар) рассмотреть кассацию Подъячего. 10 августа краснодарский суд ее удовлетворил, направил дело на повторное апелляционное рассмотрение в Верховный суд Республики Крым, но с иным составом суда. В октябре 2023 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Крыма определила: "В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 133 УПК РФ признать за Подъячим Валерием Викторовичем право на реабилитацию".

Это и был тот восклицательный знак, о котором эмоционально говорил Валерий. Сегодня Подъячий преподает математику в средней школе и называет себя сильным человеком.

- Один из важных плюсов реабилитации состоит в том, что Валерий теперь может претендовать на место преподавателя в университете, - сказал юрист и соратник Подъячего Вадим Мордашов.

Так почему дело борца за российский Крым сегодня актуальнее, чем девять лет назад? По аналогичным с Подъячим статьям только в Крыму при Украине было осуждено около 30 человек. Глава Русской общины Евпатории Семен Клюев, проходивший с Валерием по одному делу, умер, так и не дождавшись реабилитации. Еще больше таких людей в новых регионах страны, прошедших через застенки СБУ, пытки и унижения. И можно предположить, что их число будет еще расти. Дело Подъячего создало юридический прецедент, подтверждающий возможность ее решения.

Комментарий

Юрий Синельщиков, заслуженный юрист РФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству и государственному строительству:

- В двух новых законах, которые касаются судопроизводства в новых регионах, есть специальная статья, где сказано, что при оправдании этих лиц, когда люди не причинили вреда России или даже действовали в пользу России, как было с Подъячим, людей оправдывают, но они не подлежат реабилитации. Материальный и моральный вред российское государство им не возмещает. Авторы этой статьи закона говорят: мы же не виновны в том, что этим людям причинен ущерб. Конечно, не виновны, но кто будет его возмещать? Украина? Нет, конечно. С точки зрения украинского законодательства они осуждены правильно.

Однако, если исходить из принципа справедливости, кто-то же должен ущерб возместить. Очевидно, что это должна сделать Россия. Не только моральный или интеллектуальный вред должен возмещаться, но и материальный. В полном объеме, как всякому российскому гражданину. Поэтому закон надо менять. Мы вносили законопроект на эту тему, но его отклонили.

Вносили поправку к проекту федерального закона, который запрещал реабилитацию. Ее тоже не приняли, но это совершенно несправедливо и неправильно. И дело не только в Подъячем. Лица, ставшие россиянами, осуждались и за совершение других деяний, признанных преступными в соответствии с украинским законодательством. Среди таких составов статья 111.1 (коллаборационистская деятельность), 111.2 (пособничество государству-агрессору), 332.1 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины), 436.2 (оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины) УК Украины. Кроме того, значительное число российских военнопленных, которых выдает украинская сторона в порядке обмена, уже осуждены по статье 438 Уголовного кодекса Украины (нарушение законов и обычаев войны). И мы должны будем рассматривать вопрос об оправдании этих лиц, а дальше их надо реабилитировать. Так или иначе, но нам придется возвращаться к этой норме закона.