15.11.2023 17:21
    Поделиться

    Уральские металлурги предложили строить высотки на каркасе из стальных труб

    Разработка уральских инженеров - трубобетонный опорно-стержневой каркас - будет использоваться при возведении новых небоскребов в Екатеринбурге и жилых домов в Подмосковье.
    Пока на большинстве объектов уральские строители используют традиционные стальные конструкции.
    Пока на большинстве объектов уральские строители используют традиционные стальные конструкции. / Татьяна Андреева/РГ

    Так, "УГМК-Застройщик" применяет эту технологию в 23-этажном офисном центре Екатеринбург-сити. Когда его введут в эксплуатацию, это будет первое в России стометровое здание, построенное с использованием трубобетона. Пилотный жилой проект - 17-этажку на каркасе из двутавровой балки - реализует группа "Самолет" в деревнях Мисайлово и Дальние Прудищи Московской области. Система, изготавливаемая в Нижнем Тагиле, снижает трудоемкость по сравнению с монолитом на треть, а срок строительства - на 30-50 процентов.

    - Стояла задача сделать максимально свободные пространства внутри с минимальным объемом несущих конструкций, что позволило бы в будущем получить разнообразные планировки. Ее удалось осуществить благодаря техническому решению, которое еще нигде не применялось: при возведении здания трубчатые металлические конструкции заполняют бетоном. Таким образом мы обеспечиваем высокую несущую способность колонн, снижая их габариты и объем, - пояснил Сергей Агарков, директор по девелопменту "УГМК-Застройщик".

    К слову, в 1930-1940 годах в СССР стальные каркасы зданий были очень популярны. К примеру, на них опираются все сталинские высотки в Москве. Но в 1950-е сталь признали стратегическим ресурсом, стройка переключилась на бетон и ЖБИ. Сегодня во всем мире доля применения металлоконструкций в высотном жилье составляет 17 процентов, в России - меньше одного. А вот при строительстве паркингов, торговых центров, складов их используют гораздо чаще. По этой технологии возведены, к примеру, торговые комплексы "Пассаж" и "Гринвич" в Екатеринбурге, аэропорт "Пулково" в Петербурге.

    В последние три года стали появляться даже школы и детские сады на железном "скелете". Один из таких проектов реализовали в поселке Ола Магаданской области в конце 2022-го. Здание площадью 22 тысячи квадратных метров рассчитано на 850 мест. В качестве перекрытий и каркаса стен выступают легкие стальные конструкции из двутавра, швеллера и проката повышенной прочности. Между ними - трехслойные сэндвич-панели с минераловатным утеплителем. Работу отметили "российским строительным Оскаром" в 2023 году - за инновационность. Как пояснил управляющий партнер проектной мастерской Дмитрий Попов, использование металла оптимально в сложных климатических и геологических условиях (а в Оле сейсмичность может достигать 9 баллов, да еще и сильные ветра). Кроме того, это удаленная территория, где нет своего производства стройматериалов, а привозные очень дороги. Изготовленные же на заводе элементы достаточно собрать на месте, как конструктор.

    Система нижнетагильского предприятия снижает трудоемкость по сравнению с монолитом на треть, а сроки строительства - на 30-50 процентов

    По данным портала metallplace.ru, российский стройкомплекс потребляет 14 миллионов тонн металлопроката в год, из них четыре миллиона - листовое железо, трубы, уголки, двутавры, швеллеры, восемь миллионов - арматура, по большей части для монолитных высоток, и только два миллиона тонн - металлоконструкции. Но, по оценке экспертов, эта цифра может вырасти в пять раз уже к 2030 году, если типовые здания возводить на металлокаркасе.

    В Нижнем Тагиле пока выпускают 25 тысяч тонн металлоконструкций в год. Сейчас предприятие модернизируется, чтобы увеличить на треть объемы продукции с огнеупорной защитой. В проект вложено 180 миллионов рублей, его сопровождает агентство по привлечению инвестиций Свердловской области.

    Правительство России тоже заинтересовано в расширении области применения стальных материалов на фоне того, что западные рынки для российских металлургов сейчас закрыты, рассказал на международном форуме 100+TechnoBuild директор Федерального центра нормирования и стандартизации Андрей Копытин. По его словам, минстрой работает над улучшением экономики проектов на металлокаркасе, чтобы они стали привлекательнее для застройщиков.

    Один из риск-факторов - колеблющаяся стоимость стали. Все прекрасно помнят удорожание арматуры на 40 процентов во время пандемии, поскольку внутренние цены были привязаны к торгам на Лондонской бирже металлов. Сами промышленники считают: снизить себестоимость квадратного метра поможет применение более прочных видов стали, расход которых меньше на 5-15 процентов, и цифровое проектирование, при котором вместо четырех недель на полный набор техдокументации уходит всего 25 минут.

    Поделиться