"Буран": прерванный полет. Когда вернется на орбиту русский шаттл

15.11.2023 / 00:01
Всего было построено пять экземпляров "Бурана". Но в космос слетал только корабль под номером 1.01.
Всего было построено пять экземпляров "Бурана". Но в космос слетал только корабль под номером 1.01. / Сергей Куксин
Сегодня 35 лет, как космический корабль "Буран" совершил свой первый полет. Впервые в мире советский шаттл приземлился на ВПП в автоматическом режиме. Это стало сенсацией. Американские челноки садились только в ручном. Почему триумфальный старт оказался единственным? И вернется ли на орбиту русский шаттл? Об этом "РГ" беседует с ведущим конструктором многоразового ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран" Владимиром Бугровым.

Владимир Евграфович, 205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий… "Буран" остается самым сложным из когда-либо созданных космических комплексов? Или Илон Маск тут уже переплюнул?

Владимир Бугров: Маск достиг многого. Но без преувеличения: мировая ракетно-космическая техника пока не знает ничего похожего по масштабу и сложности "Бурана".

Скажите, а кому впервые пришла в голову идея объединить самолет и ракету?

Владимир Бугров: Цандеру и Королеву. Мечтая о межпланетных полетах, они видели космический корабль крылатым. То есть использующим не только ракетный двигатель, но и подъемную силу крыла. Сергей Королев уже в 1933 году в ГИРДе установил ракетный двигатель на планер. Создал первый пилотируемый ракетоплан.

Почему тогда первые шаттлы появились у американцев, а не у нас?

Владимир Бугров: Такая задача не ставилась. В феврале 1953 года Королева назначили главным конструктором не только межконтинентальных баллистических, но и крылатых ракет. Всего за год он провел проектную разработку, привлек кооперацию, начал изготовление и подготовку к испытаниям.

И потом всю техническую документацию передал Лавочкину?

Владимир Бугров: Передал. Сергей Павлович оценил сложность работы сразу по двум направлениям. Думаю, для него это было непростое решение. Но он был человек дела, а не амбиций. В ОКБ-301 Лавочкина первую крылатую ракету назвали "Буря". Она стала выдающимся достижением и превосходила американскую "Навахо". Прорабатывались варианты с пилотируемой и возвращаемой второй ступенью. Я прошел ее от осевой на кульмане и до ее закрытия. Так что мы в начале 60-х могли иметь прототип "Бурана". Однако Королев доказал сам себе: ракета Р-7 ("семерка") как оружие эффективнее "Бури". И работы по "Буре" прекратили.

205 минут полета, два витка вокруг Земли и свыше 600 разработанных новейших технологий

И все-таки позже "Бураном" пришлось заняться чисто по политическим соображениям?

Владимир Бугров: Да. "Буран", как и заокеанские шаттлы, был предназначен не для того, чтобы выводить, а для того, чтобы спускать с орбиты грузы. Американцы, затевая "звездные войны", собирались возвращать для профилактики военные спутники. Но их ресурс со временем увеличился, и возвращать на Землю устаревший за десять лет аппарат оказалось глупостью. В то время именно неизвестность будущих задач американского шаттла обусловила решение наших стратегов обеспечить аналогичные возможности для адекватного ответа будущим вызовам вероятного противника.

Многие упрекали конструкторов: наш шаттл очень похож на американский?

Владимир Бугров: Внешне похож, как похожи все самолеты. Но в основе отличался принципиально. И схемой, и техническими решениями. А главное: у нас полноценная 100-тонная ракета могла выводить корабль или любые грузы.

Помните день старта?

Владимир Бугров: До мелочей. За 30 минут до запуска штормовое предупреждение: надвигался циклон с дождем и шквалистым ветром до 19 м/с. Главные конструкторы Губанов, Семенов и Лозино-Лозинский под свою ответственность приняли решение: пускать. МРКК "Энергия-Буран" стартовал точно по графику. На 482-й секунде полета корабль отделился и сформировал рабочую орбиту. Когда программа полета была выполнена, над Тихим океаном включился маршевый двигатель для выдачи тормозного импульса. "Буран" вошел в атмосферу со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука.

Писали, что точность приземления "Бурана" сразила всех наповал?

Владимир Бугров: Не писали другое. При выходе в контрольную точку с высоты 20 км "Буран" вдруг сделал неожиданный разворот. Все в шоке: разобьется?! Но оказывается, автоматика выбрала самую оптимальную траекторию. Отклонение от осевой линии - всего 3 метра.

Так почему тот полет стал единственным?

Владимир Бугров: Чтобы сделать систему "Энергия-Буран" хоть сколько-нибудь рентабельной, надо было спускать на Землю 20 тонн грузов не меньше четырех раз в год. Больше ракет мы за год делать не умели. Но ни Академия наук, ни военные не были в состоянии придумать такой грузопоток в 80 тонн с орбиты. И замыслов таких не было.

С помощью "Бурана" мы могли бы станцию "Мир" спустить с орбиты?

Владимир Бугров: В грузовой отсек спокойно поместился бы любой модуль "Мира", затопленного в 2001 году. Но на тот момент станция успешно работала. Вопрос о завершении эксплуатации не стоял. Мне официально поручали заниматься целевым использованием "Бурана". И среди большого перечня задач я не обнаружил ни одной, которую нельзя было бы успешнее решить на одноразовом носителе.

До сих пор можно слышать предложения о возвращении к проекту "Буран". Ваше мнение?

Владимир Бугров: Нет, прежний "Буран" не имеет смысла. Хотя интерес к нашему самому грандиозному и успешному космическому проекту понятен. В нем заложены фундаментальные научно-технические решения. Но я считаю уместным вспомнить о разработке альтернативы кораблю "Буран" - воздушно-космического самолета (ВКС) по проекту Павла Цыбина.

Что за проект? Я, если честно, впервые слышу.

Владимир Бугров: Не только вы. Цыбин друг Королева еще по планерам, один из его замов. До 1982 года был главным конструктором корабля "Буран". В 1985 году Павел Владимирович познакомил меня с проектом гиперзвукового самолета на многорежимном двигателе, который работает и в атмосфере, и в космосе. Взлет и возвращение с орбиты - на аэродром. Масса полезного груза - 25 тонн на орбите высотой 200 км.

Преимущества перед "Бураном"? Более оперативное использование, а также серьезное сокращение расходов за счет отказа от ракеты и полной многоразовости. Я написал тогда письмо генсеку Горбачеву с предложением рассмотреть проект Цыбина. И на одном из больших совещаний Михаил Сергеевич поддержал проект. Решение было подтверждено двумя постановлениями правительства в январе и июле 1986 года, а также техзаданием минобороны. Если бы не перестройка, судьба ВКС и "Бурана" могла сложиться по-иному.

И какая польза может быть от этого проекта сегодня?

Владимир Бугров: Решение вернуться к проекту воздушно-космического самолета было бы оправданным. Естественно, с учетом новых задач и технологических возможностей. Для начала можно было бы поручить разработку ВКС студентам. Скажем, того же МАИ. Но с грузоподъемностью не 25 тонн, как у Цыбина, а трех человек, как у "Союза", ну и еще чего-то. Эта многоразовая машина могла бы в перспективе заменить "Союз", да и грузовик "Прогресс".

И куда мог бы летать такой суперсамолет? На орбитальную станцию?

Владимир Бугров: А это уже к тому, куда и зачем вообще летать космонавтам. Для Сергея Королева, допустим, ответ был ясен: главным его замыслом, утвержденным двумя постановлениями правительства, была экспедиция на Марс. Так, в документе Совмина от 10 декабря 1959 года черным по белому было записано: "…о создании космических ракет для полета в район других планет, в первую очередь к Марсу и Венере. В дальнейшем ставится задача достижения этих планет ракетными аппаратами". И реальный фундамент, в металле, к 1974 году был создан. Мы получили огромнейший опыт. Однако Королева не стало, и программа была уничтожена.

На днях генконструктор РКК "Энергия" Владимир Соловьев сказал, выступая на научной конференции: "Хотите вы или не хотите, но на Марс-то мы обязательно полетим". Слышали?

Владимир Бугров: Лично не слышал. Читал в новостях. И очень рад, что такую точку зрения разделяет уважаемый специалист, ученый, космонавт. Кстати, у многих противников полета на Марс один аргумент: слишком дорого. Скажу так: экспедиция на Марс обойдется на несколько порядков дешевле, чем полномасштабное освоение Луны. Нужно иметь посадочный корабль, орбитальный корабль и семейство однотипных ракетных блоков для размещения в них на орбите искусственного спутника Земли 500 тонн топлива для разгона, а также маневров в полете к Марсу.

Марс - это конечная цель пилотируемой космонавтики. Полеты за пределы марсианской орбиты пока фантастика. Поэтому страна, осуществившая экспедицию на Красную планету, на все века останется величайшей космической и инженерной державой.

Из досье "РГ"
  • Всего было построено пять экземпляров "Бурана".
  • Корабль 1.01 - слетал в космос. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года погиб при обрушении крыши.
  • Корабль 1.02 - должен был совершить второй полет и стыковаться со станцией "Мир". Экспонат музея Байконура.
  • Планер 2.01 - был готов на 30-50%. Находился на Тушинском машзаводе, потом на причале Химкинского водохранилища. В 2011 г. перевезен для реставрации в ЛИИ, г. Жуковский.
  • Планер 2.02 - был готов на 10-20%. Разобран на стапелях завода.
  • Планер 2.03 - задел уничтожен.
Поделиться