Эксперт Родионов считает, что приходит время дешевой нефти

Цены на нефть марки Brent опустились ниже 78 долларов за баррель впервые с 10 июля этого года, свидетельствуют данные торгов. Поводом для снижения стала публикация статистики Минэнерго США об увеличении запасов нефти в стране. Но, как рассказал в комментарии для "РГ" эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, снижение цены нефти Brent до менее чем 80 долл. за баррель напрямую связано с изменением баланса на рынке нефти, который в четвертом квартале 2023 года вновь стал рынком покупателя.
iStock

По словам Родионова, речь идет о соотношении спроса и предложения. Если в третьем квартале 2023 года спрос превышал предложение на 90 тыс. баррелей в сутки (б/с), то в четвертом квартале уже предложение будет превышать спрос на 200 тыс. б/с. Такой прогноз приводит Управление энергетической информации (EIA) в ноябрьском выпуске Краткосрочного обзора энергетических рынков.

Сжатие рынка в третьем квартале 2023 года эксперт связывает с последствиями майского сокращения квот ОПЕК+ (на 1,66 млн б/с), а также решения Саудовской Аравии сократить добычу на 1 млн б/с начиная с июля 2023 года, которое затем было пролонгировано до конца нынешнего года. Сказалось и сокращение экспорта из России. По данным S&P Global Platts, морской экспорт нефти из России в период с мая по июль 2023 года снизился на 870 тыс. б/с (до 2,98 млн б/с). В результате, третий квартал 2023 года стал периодом резкого роста цен на нефть.

Но в октябре и ноябре на рынке произошла коррекция. С одной стороны, рынок информационно отыграл сокращение предложения в странах ОПЕК+, а с другой - пришелся ряд сообщений об увеличении добычи в странах, не участвующих в сделке: добыча нефти в США впервые с начала пандемии COVID-19 преодолела отметку в 13 млн б/с; а также известия о вводе третьей по счету установки по добыче, хранению и отгрузке нефти (FPSO) на блоке Stabroek, расположенном на шельфе Гайаны, где добыча в результате увеличится до 620 тыс. б/с (с нынешних 400 тыс. б/с).

Вдобавок к этому, Россия несколько нарастила экспорт: по оценке S&P Global Platts, морские поставки нефти с июля по октябрь выросли на 550 тыс. б/с (до 3,53 млн б/с). Хотя это все равно на 320 тыс. б/с ниже, чем в мае 2023 г. (3,85 млн б/с), то есть укладывается в объявленные ранее планы РФ по сокращению экспорта на 300 тыс. б/с, подчеркивает Родионов.

Рост предложения стал триггером изменения балансе на рынке нефти, который теперь вновь стал рынком покупателем. Это добавляет интриги в преддверии заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+, которое намечено на 26 ноября. Но даже в случае ужесточения квот погоду на рынке будет определять динамика добычи вне ОПЕК+: в Гайане, которая планирует к 2027 г. увеличить добычу до 1,2 млн б/с; в Бразилии, которая намерена к началу 2030-х нарастить предложение с нынешних 3 млн б/с до 5 млн б/с за счет освоения подсолевых месторождений на шельфе Атлантики; и США, где благодаря вводу экспортного терминала SPOT, намеченному на 2026-2027 год, экспорт нефти должен будет вырасти до 6 млн б/с, что близко к прошлогоднему объему экспорта со стороны Саудовской Аравии (7,3 млн б/с).

Поэтому во второй половине 2020-х политика сокращения добычи может потерять экономическую целесообразность. Так было в первой половине 1980-х, когда на фоне прироста добычи в Норвегии, Мексике и Великобритании, Саудовская Аравия резко сокращала предложения для удержания цен. В результате доле ОПЕК в глобальной структуре предложения снизилась с 41% в 1980 года до 27% в 1985 году, что подтолкнуло Саудовскую Аравию к увеличению предложения, и возвестило о начале эпохи низких цен, которая продолжалась до середины 2000-х.

По итогам прошлого года доля ОПЕК в глобальном предложении нефти снизилась до 36% (против 40% в 2016 года, когда была подписана первая сделка ОПЕК+). В случае дальнейшего роста добычи вне ОПЕК+ перед картелем встанет угроза потери рынка, а это неизбежно будет влиять на перспективы сделки ОПЕК+.