Так, в первом полугодии 2023 года "выстрелил" помело, продажи которого выросли почти в три раза, подсчитали в аналитической компании NTech. Также продажи папайи выросли более чем в 2,5 раза, а рамбутана - в 1,5 раза. А вот спрос на привычные фрукты вроде бананов, арбузов или винограда практически не изменился.
"Опережающий рост затрат на орехи, фрукты и ягоды - лишнее подтверждение тенденции на востребованность максимально разнообразных и качественных продуктов питания", - делают вывод аналитики. Свежие фрукты и овощи - самая объемная (без учета алкоголя) категория в затратах россиян на продукты. И по итогам 2023 года ее доля вырастет на 9% - с 13,37% до 14,56%, прогнозируют эксперты компании.
Гендиректор Ягодного союза Ирина Козий объясняет такой стремительный рост в первую очередь низкой базой: если раньше продавали условно одну фуру папайи в год, а в этом продали две - уже получится рост в два раза. При этом, по данным Росстата, в 2022 году потребление фруктов снизилось на человека в год на 1,8 кг - с 72,1 кг до 70,3 кг. Потребители дорогой папайи, несмотря на рост цен, не отказываются от нее. А вот покупатели недорогих бананов обычно сокращают потребление при их удорожании. Отсюда и рост доли затрат на дорогие фрукты, указывает Козий.
Она, впрочем, признает рост популярности такой экзотики, как то же манго. Поставщики стали активно продвигать его на российском рынке. К тому же цены на него сейчас доступны. Так что манго для россиян почти стало таким же массовым импортным фруктом, как, например, банан. Лет 10 назад и голубика продавалась чуть ли не поштучно и стоила как крыло самолета. Но потом начали ее активно импортировать, а сейчас на полках много российской голубики, говорит Козий. Не исключено также, что отчасти росту популярности экзотических фруктов способствует переориентация поставок на дружественные страны, где помело, папайя или рамбутан выращиваются в больших количествах, считает эксперт.