В креативной сфере работают почти пять миллионов специалистов или около семи процентов от всех занятых на российском рынке труда. Это больше, чем в некоторых европейских странах. Однако давайте разберемся, с какими проблемами сталкивается креативный сектор в РФ.
В разных странах список профессий творческих индустрий разнится. АСИ в своем атласе новых профессий к креативным индустриям относит дизайн, рекламу, киноиндустрию, анимацию, ивент-индустрию и образование.
Ввести определение креативных индустрий в России пытались в 2014 году в документе "Основы государственной культурной политики". Под креативными индустриями понималась продажа товаров и услуг, основанных на интеллектуальной собственности. Однако это слишком широкое понятие для правового поля. В 2021 году Минкультуры России разработало документ с предложениями по развитию творческих индустрий, но законодательной базы для этого по-прежнему недостаточно. В августе Владимир Путин поручил правительству актуализировать Концепцию развития творческих индустрий до 2030 года. Президент России распорядился также внести в федеральное законодательство изменения, предусматривающие определение понятий "креативная экономика" и "творческие (креативные) индустрии".
Как сообщили "Ведомости" со ссылкой на источники, в Госдуме уже подготовили законопроект "О развитии креативных (творческих) индустрий". Согласно нему, креативной индустрией предлагается считать "экономическую деятельность, непосредственно связанную с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью". Целью этого рамочного документа будет не столько регулирование, сколько создание условий для развития отрасли. По сути, принятие ФЗ будет означать запуск работы по этому направлению на федеральном уровне.
Следующим этапом должны стать разработка и реализация мер поддержки, стимулирующие развитие этого сектора экономики. Так, креативному классу нужны льготы на аренду креативных пространств, мастерских и лабораторий, то есть на создание инфраструктуры. В Москве она активно создается - открываются бизнес-инкубаторы и креативные кластеры. В регионах все не так радужно.
Нормативная неопределенность тормозит развитие и креативного предпринимательства. Разработка, производство и распространение продукции в этой сфере относятся к разным видам деятельности, хотя являются единым процессом. Зачастую компании, когда получают разрозненные коды ОКВЭД (классификация видов экономической деятельности), не могут рассчитывать на государственную поддержку в той или иной форме. Закрепление сектора в правовом поле позволит игрокам отрасли работать в подходящем налоговом режиме, привлекать льготное финансирование или получать гранты, что создаст дополнительные возможности для развития.
Другая проблема связана с подготовкой кадров в этой сфере. Спрос на специалистов с профильным образованием за 3-5 лет вырос вдвое. Один из способов решения проблемы дефицита кадров - создание центров переподготовки, дающих работающим россиянам возможность переучиться. Среди лидеров в этой сфере - Университет "Синергия", который недавно создал собственный Центр переподготовки, работающий по модели "Учись сейчас - плати потом". Такой подход позволяет оплачивать обучение после завершения учебного курса и трудоустройства по новой специальности. Центр выпускает графических дизайнеров, веб-дизайнеров, дизайнеров интерьеров и других специалистов.
"Запрос на креативщиков абсолютно точно растет. Внешнее санкционное давление выступило катализатором импортозамещения в этой индустрии. Если раньше более популярными были иностранные бренды, то сейчас спросом пользуется российская продукция. И она нуждается в функциональном, удобном и эстетически привлекательном дизайне. Причем речь идет о совершенно разных товарах и объектах, начиная с предметов быта и заканчивая элементами ландшафта. На специалистов в этой области сейчас большой спрос, и я ожидаю повышенный интерес к подготовке таких кадров", - отмечает ректор Университета "Синергия" Артем Васильев.
Как показал анализ креативного класса России, который провел НЦМУ "Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала" НИУ ВШЭ, по специальности работают лишь около половины занятых в творческих сферах. При этом наиболее востребованными, а главное, дефицитными навыками оказались те, что нарабатываются во время обучения. Это профессиональные технические навыки, непосредственно связанные с работой, умение обращаться с профессиональной документацией, а также цифровые компетенции.
"С обучением творческим специальностям у нас до сих пор есть сложности. Устаревшая система образования, блокирующая творческое начало, и отсутствие нужной инфраструктуры - серьезная проблема креативных индустрий. В России есть множество центров общего пользования с научным оборудованием, но не хватает материально-технической базы для креативной индустрии. В этой сфере необходимо полностью погрузить будущих специалистов в производственный процесс. Студента нужно не только научить создавать дизайн, ему нужно показать весь путь - от рождения идеи до реализации и потребления конечной продукции", - говорит Артем Васильев.
Профильные учебные заведения решают этот вопрос по мере возможностей. По словам Васильева, "Синергия" как частный вуз вкладывает значительные средства в оснащение лабораторий и студий современным оборудованием. Университет создал креативный кластер полного цикла, чтобы ребята учились не просто создавать креативный продукт, но и монетизировать его. Например, в рамках кластера "Синергии" функционируют мастерские и лаборатории полиграфического, фото- и видеопроизводства.
В условиях нацеленности российской экономики на импортозамещение и создание отечественных производств и брендов такие кластеры обретают особую значимость. Поскольку креативная индустрия идет в связке практически со всеми отраслями экономики, с их развитием растет спрос и на креаторов.
Еще одной проблемой подготовки специалистов креативных индустрий, помимо технического оснащения, является необходимость переноса идей в практическую плоскость и их монетизация. Недостаточно просто создать продукт - его нужно упаковать, презентовать и реализовать конечному потребителю как внутри страны, так и на экспортном рынке. По сути, речь идет о формировании несырьевой экономики, поэтому умение монетизировать - важнейший навык, которым должны обладать креаторы.
"Одна из основ обучения в "Синергии" - практико-ориентированный подход, включающий и конечную реализацию креативного товара. Учебные программы на всех наших факультетах включают в себя проектную работу, ориентированную на практический результат. Изучение каждой дисциплины заканчивается интересным кейсом не только для студентов", - рассказывает ректор университета. Например, факультет дизайна и рекламы организует "Креативные пятницы", куда компании и ведомства приходят с конкретной задачей. Студенты ее решают, а потом защищают проект перед работодателем.
"Лучшие работы компания забирает и часто внедряет в жизнь. К нам приходят довольно крупные предприятия, и иногда такая практика заканчивается для студентов либо трудоустройством, либо вознаграждением", - поясняет декан факультета дизайна и рекламы Университета "Синергия" Татьяна Ашутова. По ее словам, вуз отошел от традиционного формата прохождения практики, когда студенты заполняют дневники и готовят отчеты. Университет обучает студентов на реальных кейсах.
Такой подход позволяет объединить на одной площадке работодателей и будущих специалистов. "У нас есть свое креативное агентство, а также Центр креативных индустрий факультета дизайна и рекламы, который дополнительно сопровождает студентов. Они могут прийти туда со своим проектом и подать заявку на федеральный грант. Самому это сделать сложно, а специалист Центра поможет довести работу до конкурсного уровня и оформить документы", - говорит Ашутова. В частности, студентка университета прошла стажировку в Россельхозбанке, а затем была туда трудоустроена. Кроме того, Центр креативных индустрий готовит различные проекты для заказчиков, к чему привлекает и студентов. Так, для правительства Рязанской области здесь разрабатывают универсальную открытку для поздравления в любой праздник.
Это важно не только для ребят, получающих опыт реальной работы, но и для компаний, использующих в работе свежие идеи студентов. "У нас есть также Центр карьеры "Синергии", благодаря которому учащиеся узнают все о рынке труда. Молодым специалистам помогают собрать портфолио, подготовить резюме и успешно пройти собеседование. Кроме того, в "Синергии" есть одно из лучших студенческих кадровых агентств, где можно найти подходящие вакансии. И доступ к нему сохраняется даже после окончания обучения и трудоустройства", - добавляет декан.
Аналогичного подхода придерживаются и на других креативных факультетах "Синергии" - анимации, комиксов, кино и телевидения, музыкальной индустрии и арт-факультете.
Однако с появлением и развитием нейросетей мнения по поводу будущего креативщиков и соответственно необходимости подготовки таких кадров радикально разделились. Некоторые полагают, что в скором времени искусственный интеллект заменит всех специалистов творческих сфер. В частности, российский дизайнер Артемий Лебедев считает, что "дизайнеры перестанут быть создателями логотипов и станут операторами нейросетей".
Другая позиция - ИИ не сможет заменить творческого человека, поскольку генерирует определенный набор типовых решений, исходя из уже имеющихся данных.
"Нейросеть не обладает культурным кодом, эмоциональным интеллектом, не чувствует потребностей. Ее можно и нужно использовать в качестве инструмента, но полностью заменить специалиста особенно в творческой индустрии она не может. Но ИИ это уже не будущее, а реальность. Поэтому в "Синергии" мы учим студентов работать с нейросетью. С ее помощью они создают проекты и корректируют их. Так что, по окончании университета выпускники наших креативных факультетов обладают всеми необходимыми навыками работы с искусственным интеллектом", - резюмирует ректор "Синергии" Артем Васильев.