Меж тем дачные массивы постепенно превращаются в зоны постоянного проживания. Приметой нашего времени стало возведение жилья на дачных участках. Однако складывается впечатление, что на местах умышленно сдерживается процесс приватизации садоводческих земель, что негативно сказалось на темпах строительства.
Что касается наших обществ, то им более десяти лет. В 2010-м у меня возникла идея об объединении разрозненных садоводческих обществ, расположенных на одной территории. Таким образом предполагалось улучшить условия жизни его членов, интенсивнее развивать инфраструктуру, строить объекты соцкультбыта. Для этого необходимы были финансы, но отсутствовала нормативно-правовая база. Пилотный проект власти не поддержали, и он не был реализован. Тем не менее в наших ДНТ объединились семь обществ. Это 866 участков общей площадью 126 гектаров и 24 километра дорог.
Сегодня мы имеем красивые дачные общества с тремя детскими площадками, двумя пожарными водоемами, часовней, природным источником чистейшей воды, аллеей им. Федора Ушакова с именными деревьями. Более 1,5 тысячи садоводов занимаются любимым и полезным для их семей делом. Однако все они остались за гранью общественной деятельности, без какой-либо поддержки и помощи.
С завидной стабильностью принимаются в стране новые законы, вносятся поправки и изменения в действующие. А как они претворяются в жизнь?
На протяжение трех лет мы добивались приватизации земель, но до сих пор процесс не завершен. Множество проблем связано с газификацией. Чтобы войти в программу догазификации, надо изменить вид разрешенного использования земельного участка и перевести категории земли с "садоводства" на "ИЖС". Это дорогое удовольствие. Изменение категории земли автоматически повлечет увеличение кадастровой стоимости участка и, как следствие, рост размера земельного налога. Со временем некоторые ДНТ и СНТ оказались в черте городов, а дачники и садоводы получили городскую прописку, но, несмотря на это, не имеют права войти в программу догазификации.
В Сахалинской области ДНТ и СНТ до сих пор не вошли в состав ближайших населенных пунктов, поскольку до конца неясен механизм этой процедуры. В случае же вхождения они обретут возможность присоединиться к программе газификации, но утратят статус садоводческих обществ.
Не решен вопрос обслуживания подъездных к садоводческим обществам путей, расположенных на муниципальных землях. Дорогами внутри обществ, как и подъездными к ним, занимаются сами садоводы. Работы проводятся за счет собранных у членов ДНТ средств. Но и тут возникают проблемы. Платить членские взносы могут не все, многим пенсионерам и многодетным семьям это не по карману.
Другая проблема связана с передачей имущества общего пользования садоводам без отчуждения. Непонятно, как на практике будет работать эта часть закона. Более реально, когда налог будет оплачивать общество, а не каждый его член в отдельности.
Уверена, что эти проблемы характерны для многих садоводческих обществ страны. А ведь садоводство является мощным заслоном на пути нищеты, бедственного положения пенсионеров и социально незащищенных слоев населения.