- Это абсолютный рекорд. География закупок зерна из СФО расширилась до 41 страны, а год назад было 32. В 3,7 раза увеличились поставки за рубеж зернобобовых культур, на 59 процентов - продуктов переработки зерна, растет интерес к сибирским масличным культурам, кормам и их компонентам, - отмечает замдиректора, руководитель Алтайского филиала ФГБУ "Центр оценки качества зерна" Мария Шостак.
Лидерство по экспорту в СФО сохраняет Алтайский край - это рекордные 510 тысяч тонн за четыре месяца и 38 процентов от общего объема внешних продаж. Продукция отгружалась в 36 стран. Впервые алтайские аграрии поставили ячмень в Латвию, подсолнечный жмых в Китай, зерно плющенного овса в Узбекистан и подсолнечную лузгу в Монголию.
Новосибирская область увеличила экспорт на 44 процента по сравнению с прошлым годом. Такой рост обусловлен новыми соглашениями с Китаем - КНР вышла на первое место по закупкам зерна и продуктов его переработки у новосибирцев. Отгрузки из Омской области осуществлялись в этом сезоне в восемь стран. Правда, у регионов Сибири отмечено снижение экспорта зерновых культур в Казахстан из-за изменений во внешнеэкономической политике этой страны.
- Самый ощутимый рост отгрузок в этом сезоне показывает сибирский ячмень. Его, как и горох, активно закупает Китай. Растет спрос на пшеничную муку, овес и гречиху. Экспорт гречихи составил уже 33 тысячи тонн, что в четырнадцать раз больше, чем в прошлом сельскохозяйственном году, а основной объем закупок приходится на тот же Китай. Отгрузки гороха идут в четырнадцать стран, его вывезена 181 тысяча тонн - в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
За июль-октябрь экспорт аграрной продукции из регионов СФО в КНР вырос в шесть раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 646 тысяч тонн. Новосибирцы отгрузили в шесть раз больше зерна и продуктов его переработки в Китай, чем в минувшем сезоне. Аграрии Алтайского края - в семь раз, омичи - в пять. Рост экспорта в Китай отмечен у Красноярского края, Иркутской и Кемеровской областей, Республики Хакасия. Томская область впервые отгрузила в Поднебесную горох, ячмень и пшеничную муку.
По мнению экспертов, перспективы экспортного роста зависят от развития инфраструктуры и логистики.
- Заинтересованность Китая в российском зерновом коридоре проявилась еще в 2012 году. В 2014-м китайская сторона заявила о необходимости строительства в России современных элеваторов, рассчитанных на единовременное хранение около семидесяти миллионов тонн зерна, чтобы обеспечить долгосрочные потребности рынка КНР. Тогда было сложно представить, что подобные планы выполнимы. На сегодняшний день у нас предусмотрено увеличение производства и создание инфраструктуры для ежегодных поставок 29 миллионов тонн к 2035 году. А благодаря подписанному в Пекине на юбилейном форуме "Один пояс - один путь" двенадцатилетнему контракту эти становятся понятным планом, - говорит гендиректор производственно-экспортной компании "ЭПТ" (один из участников программы "Новый сухопутный зерновой коридор) Карен Овсепян.
Для сибирских аграриев вопрос логистики всегда был актуальным. Тем же алтайским фермерам с точки зрения расстояния нет особой разницы, куда отправлять зерно - и до Черного моря, и до Китая три-четыре тысячи километров. Но запланированное строительство сети линейных элеваторов вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали станет решающим фактором в выборе генерального вектора экспорта.
В России разработан и сертифицирован для международных перевозок специальный контейнер-зерновоз с люками для верхней загрузки и нижней выгрузки зерна. Его отсеки герметично закрываются во время перевозки зерна, а после выгрузки получается обычный контейнер для широкой номенклатуры грузов. Это дает возможность, образно говоря, не перевозить в одну сторону воздух и избегать огромных финансовых издержек. Также созданы технология обработки пищевых поверхностей сертифицированным раствором, который не требует смывания, и мобильная станция подготовки транспортных средств.
Тем временем
Проект "Новый сухопутный зерновой коридор", помимо хаба на границе с Китаем в виде Забайкальского зернового терминала, предполагает создание сети линейных элеваторов вдоль Транссиба. Уже согласовано их строительство в Бийске, Белово, Тюмени, Кургане и Омске. Взаимодействие ФГБУ "Центр оценки качества зерна" и НСЗК, а также размещение структурного подразделения Центра на Забайкальском зерновом терминале позволит улучшить логистику и обеспечит прохождение всех необходимых исследований экспортируемой продукции в режиме одного окна непосредственно на территории сухопутного зернового коридора.