Стартовав как русская версия американского издания The Hollywood Reporter, в 2018 году команда решила уйти в свободное плавание и запустила первый отечественный глянцевый журнал о кино - "КиноРепортер". Мы пообщались с его основателем, редакционным директором и главным редактором - Марией Лемешевой.
- Пять лет назад на нашем медиарынке появилось новое серьезное издание о кино - журнал "Кинорепортер", заменивший российскую версию журнала The Hollywood Reporter. Было ли решение отказаться от зарубежной лицензии спонтанным или так планировалось изначально?
- Российский THR никогда не был абсолютной копией американского оригинала. Получив лицензию, мы, по факту, приобрели только название и льготный доступ к контенту, который производили зарубежные коллеги, но с самого начала были свободны как в дизайнерских решениях, так и в формировании редакционной повестки. Мы сами определяли, каким будет объем, кто появится на обложке, на каких темах делать акцент и т. д. Более того, довольно быстро увидели, что далеко не все переводные материалы из американского THR интересуют российскую аудиторию. Тогда как наш собственный контент, посвященный отечественной киноиндустрии, ее звездам, собирает огромное количество подписчиков, просмотров. Поэтому мы с самого начала старались писать как можно больше о российских фильмах. То есть даже под маркой американского бренда мы работали на продвижение именно российского киноискусства и киноиндустрии.
- Почему в 2018 вы решили отказаться от лицензии всемирно известного издания?
- Мы переросли формат лицензированного издания, поняли, что именно благодаря материалам об отечественном кинематографе журнал становился цитируемым, его рейтинг стремительно повышался. Тогда было принято твердое решение сепарироваться и начать жить своей жизнью, писать о кино так, как этого хочет наша аудитория: освещать новинки отечественного кинематографа, делать интервью с нашими звездами и начинающими артистами, режиссерами, показывать российскую киноиндустрию изнутри. Кстати, до нас материалы о кино в глянцевых изданиях публиковались только эпизодически - в Marie Claire, Vogue, Esquire, GQ и некоторых других. Мы же стали первым и единственным полноценным киноглянцем в России.
- Какие темы актуальны в журнале сегодня?
- Наша главная задача по-прежнему заключается в том, чтобы развивать свой собственный национальный бренд, который будет способствовать продвижению прежде всего отечественного кинематографа. Это не значит, что мы полностью абстрагируемся от информационного потока об иностранных фильмах и студиях - конечно, нет. Мы не изоляционисты. И прекрасно знаем, что язык кино универсален и способен объединять самых разных людей со всего мира. Но, конечно, на первом месте у нас была и будет российская киноиндустрия, которая всегда может рассчитывать на нашу поддержку.
- Как бы то ни было, ваши коллеги из других глянцевых СМИ вашему примеру не последовали.
- Да, когда у Variety Russia и у Interview Russia закончились лицензии, они закрылись, отказавшись делать самостоятельные версии. Так что мы стали первопроходцами. Сейчас вообще ситуация на издательском рынке изменилась. Из России ушли такие глянцевые мастодонты как Glamour, Tatler и Vogue (принадлежащие издательскому дому Condé Nast. - Прим. редакции). А Harper's Bazaar, Esquire, Cosmopolitan и Men's Health сменили названия и продолжают существовать в локализованных вариантах.
- Как это повлияло на мир российских медиа?
Я не считаю, что уход зарубежных медиахолдингов стал катастрофой для отечественного глянца. Скорее, наоборот, российские СМИ получили стимул для развития, и речь вовсе не в ослаблении конкуренции. Главный бонус, по моему мнению, - это возможность быть ближе к собственной аудитории и отсутствие необходимости ориентироваться на зарубежные аналоги и стандарты. И опять же, подчеркну: опыт "КиноРепортера" показывает, что этот путь - единственно верный.
- Мария, сегодня "КиноРепортер" - это не только журнал: вы проводите премии, выставки, фестивали. Расскажите подробнее о своих проектах.
- Мы активно занимаемся формированием собственной экосистемы, активного кинокомьюнити. Под эгидой журнала проводим две ведущие национальные премии: "Событие года", отмечающая самые яркие события в российской киноиндустрии, и "Аванс" - в поддержку молодых и перспективных артистов, вручение которой проходило в рамках Московского международного кинофестиваля (ММКФ). Они интересны нам не только с имиджевой точки зрения: это крупные национальные проекты, которые направлены на развитие нашей киноиндустрии и имеют значение для всей отрасли. С одной стороны, их цель - привлечь внимание общественности к тому, чем живет отечественный кинематограф, с другой - объединить самых разных представителей нашего кинематографа, консолидировать творческие, организационные и финансовые ресурсы в интересах отрасли.
В прошлом году "КиноРепортер" отметил 10-летний юбилей на сцене легендарного кинотеатра "Иллюзион", где вручалась премия "Событие года". 2022-й стал очень непростым как для страны, так и для отечественной киноиндустрии. Эксперты пугали нас смертью российского кинопроката, давали неутешительные прогнозы и по поводу производства. В этой ситуации мы сочли невозможным отказаться от проведения премии, которая основана в поддержку отрасли.
Нам очень нравится делать фотопроекты и фотовыставки, тем самым привлекая дополнительное внимание к отечественному кинематографу. При поддержке Департамента культуры Москвы мы много лет организовываем городские выставки. Например, "Лица Победы", приуроченную к годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, "Легенды российского кино" с нашими фотографиями знаменитых российских актеров, "Москва в Кино" - о городе, как полноценном герое знаменитых фильмов.
Все по той же причине мы не просто освещаем информационную повестку в киноиндустрии, но и участвуем в ее формировании. Вопреки всему, вместе мы продолжаем двигаться вперед и делать мир лучше. И мы уже давно получаем обнадеживающий фидбэк от звезд самой разной величины - актеров, режиссеров, продюсеров, что "Событие года" и "Аванс" стали значимыми событиями в их профессиональной жизни, а значит, в мире российского кино.
- Мария, что помогает журналу не просто выживать в сложные времена, но и активно развиваться?
- Четкое понимание своих целей и детально проработанная политика издания - это, пожалуй, главный залог успеха. Плюс, конечно, отличная профессиональная команда, которой я полностью доверяю - вместе мы прошли через многое. Не менее важен и внешний вид издания: чтобы журнал было приятно взять в руки, он должен интриговать с первого взгляда, поэтому над обложками мы всегда работаем особенно тщательно. Что касается внутреннего контента, то в первую очередь он обязан быть предельно честным: если ты пытаешься обмануть читателя или хотя бы немного слукавить, он всегда это почувствует, и ты быстро потеряешь его доверие. "КиноРепортер" всегда говорит правду, какой бы горькой порой она ни была, и не играет с аудиторией в поддавки - ни нам, ни ей этого не нужно.