Как возникла идея проведения этих стартов, какие цели преследуют организаторы в эксклюзивном интервью "РГ" после первого соревновательного дня рассказал глава и идейный вдохновитель турнира Алексей Нуждов, также занимающий пост президента Федерации биатлона Московской области.
Алексей Викторович, ваш турнир стартовал. Первые впечатления?
Алексей Нуждов: Очень доволен. Все на высшем уровне. В гонках была интрига. Плюс природа была к нам благосклонна. Такого яркого солнца, таких улыбчивых спортсменов и тренеров я не видел уже давно.
Отмотаем время немного назад. На какие турниры вы ориентировались, когда создавали свою лигу?
Алексей Нуждов: Не знаю, есть ли где клубные соревнования по биатлону. В лыжных гонках есть Ski Classics, где командами бегают марафоны. От нашей страны там выступает команда "Русская зима". Но, честно скажу, у нас были другие ориентиры: в идеале это хоккейные лиги КХЛ, НХЛ, футбольная организация УЕФА. Понятно, что сразу все не получится. Надо было с чего-то начать. Мы начали.
У МЛКБ небывалый призовой фонд. За каждую гонку победитель получает миллион рублей, за второе место полагаются 500 тысяч, за третье - 250. Откуда эти цифры?
Алексей Нуждов: Я попросил своих помощников оценить, сколько наши лидеры реально могли заработать на этапах Кубка мира. Например, мог бы ЭдуардЛатыпов в той или и иной гонке претендовать на место в тройке? Мог бы. Вот от данных такого рода мы и отталкивались.
Что такое организовать этап абсолютно новых соревнований?
Алексей Нуждов: Это множество организационных вопросов. Чтобы турнир был успешным, необходима поддержка телевидения. Нет телевидения - нет зрителей, нет спонсоров. Задача номер один - заставить федеральный профильный канал поверить, что это будут смотреть. Вторая задача - место проведения, площадка. Мы выбрали Югру, учитывая наши теплые отношения. Важные вопросы касаются формирования календаря, чтобы спортсменам новые соревнования были не во вред. Тут мы снова подгадали с местом, так как большинство биатлонистов и так находились уже здесь. Далее надо было включить этап во все календарные планы и другие административные документы. Масса вещей, которые необходимо учесть. Вторичное - призовой фонд, материальное обеспечение турнира. Надо было сделать так, чтобы эти соревнования для всех стали праздником, а не очередным поводом для нервов и скандалов.
Слово "клубный" подразумевает наличие некоего соперничества между клубами, соответствующий зачет. Клубы уже есть. Остальное - в перспективе?
Алексей Нуждов: Конечно. Для начала нам нужен понятный календарь. В этом году посмотрим: сможем провести еще один этап - хорошо. Не сможем, ничего страшного, задача-минимум выполнена. А на следующий год уже будем думать. Тут вопрос еще в формате соревнований. Конечно, нам хотелось бы проводить эстафеты, но для этого нужно опять же проработать календарь. Чтобы он органично ложился на российские старты, Кубок Содружества. Вот эти вещи надо понять в течение двух-четырех этапов, и тогда мы разработаем такой формат, чтобы там и эстафетные гонки были, и подсчет очков в зачет клубов шел по итогам индивидуальных гонок. Постепенно наша лига будет обрастать клубной историей, клубным зачетом и т.д.
Я общался с победителем первой гонки Каримом Халили. Он сказал, что этот турнир носит для него скорее тренировочный характер. У вас есть амбиции сделать так, чтобы спортсмены серьезнее воспринимали клубную лигу?
Алексей Нуждов: Я вам так скажу. Мы же должны с вами отдавать отчет в том, что спортсмен может быть не совсем откровенен. Он вынужден, как и тренеры, учитывать, так сказать, "политическую" обстановку. Все ребята - здравые люди. Условно, он не может заявить, плевать я хотел на эти этапы Кубка России, а вот тут я более эффективно готовился. Это было бы неправильно. Сказать, что это был тренировочный этап, просто лыжи хорошо катили и случайно победил - такое тоже имеет право на жизнь. Истина как всегда где-то посередине. Что касается амбиций, они есть у всех. Они реализуются тогда, когда слова соответствуют делам. Будут эти соревнования интересны спортсменам по совокупности причин - тогда и придет успех.
Когда вы заговорили о создании МЛКБ, заранее было понятно, что все это будет восприниматься через призму ваших отношений с Союзом биатлонистов России, в выборах на должность президента которого вы проиграли. Мол, новые соревнования делаются в пику СБР. Вы были к этому готовы?
Алексей Нуждов: Может, это покажется бравадой, но для меня эти отношения… Поймите, биатлон, этот турнир - это мое хобби. Мне нравится этим заниматься. Для меня это не профессия. Я не получаю за это деньги, я их трачу. Я всех ребят знаю, их родителей, их судьбу. Кто-то приходит на работу, получает за это деньги и считает себя профессионалом. Я-то этим живу. А мне говорят, что-то я кому-то в пику делаю. Ерунда.
На днях вице-президент СБР Павел Ростовцев дал резонансное интервью, в котором, в частности, заявил, что не понимает смысла этих соревнований.
Алексей Нуждов: К сожалению, я не удивился. Лучше бы удивился.
Вы говорили, что будущее МЛКБ будет зависеть от оценки ряда факторов. Понятно, что пока рано судить, но после первого дня позитивные перспективы у нового турнира видны?
Алексей Нуждов: Видны. В этот раз многое сложилось. Начиная от погоды и заканчивая спортивной составляющей. Могли ведь сразу отрывы образоваться, и никакой интриги не стало бы. Тут в этом плане все совпало. Конечно, пока судить рано. Надо посмотреть ТВ-рейтинги, пообщаться на холодную голову с тренерами, со спортсменами. А пока… с первого дня могло все пойти не так. Пока - все так.