Эрдоган стал, пожалуй, первым из мировых лидеров, кто прямо и в лицо немцам разъяснил, почему они молчат и ничего не предпринимают в связи с происходящим в Газе и почему позиция Германии по ближневосточному конфликту так сильно отличается от позиции Турции и других стран, кто сейчас резко критикует действия израильской армии. Указывая на убийства детей и бомбардировки больниц, турецкий президент сказал, что если бы Анкара находилась "в рамках психологии вины", то она, конечно, не могла бы высказываться о многочисленных жертвах среди мирного населения и осуждать Израиль. "Но мы Израилю ничего должны. Мы не прошли через Холокост", - объяснил Эрдоган различие между Германией и Турцией, которое, по его словам, и позволяет ему сейчас так свободно высказывать свое мнение о конфликте.
Эту мысль хорошо уловили в самой Турции. "Вы не можете заставить невинный палестинский народ платить за жестокие преступления, которые вы совершили против евреев в прошлом", - раскрыл адресованные немцам слова Эрдогана колумнист турецкой газеты Hurriyet Ахмет Хакан. Однако в Германии не поняли или сделали вид, что не поняли, о чем говорил турецкий президент, и также почти не заметили его предложения о совместных усилиях для прекращения огня. Немецкие СМИ, освещавшие визит, постарались лишь подчеркнуть антиизраильскую позицию Эрдогана, а в целом больше писали о том, что говорил во время встречи Шольц. Эрдоган, по всей видимости, надеялся, что продолжающаяся гибель людей и разрушения в Газе заставят немцев хотя бы частично пересмотреть свою позицию. "Вас как христианина не беспокоит то, что церкви бомбят? Почему нет реакции? Вы должны показать реакцию", - требовал президент Турции в ответ на вопрос одного из немецких журналистов. Кроме того, как показывают опубликованные недавно СМИ документы, на своих внутренних совещаниях правительство Германии оценивает происходящее в Газе гораздо реалистичнее и оценивает действия израильской армии не столь лояльно, как делает это на публике. И в Анкаре, вероятно, все это также известно.
Но похоже, что надежды Эрдогана достучаться до немцев и убедить их повлиять на Израиль не оправдались. По словам Эрдогана, весь западный мир объединился на стороне Израиля и против мусульман, и он это видел в том числе и во время своего немецкого визита.