Через пару дней у одной из самых знаменитых российских балерин, Илзе Марисовны Лиепа, юбилей. Цифры озвучивать не хочу, потому что поверить в них невозможно, и вообще про даму говорим. Кто хочет, цифры сам легко узнает. Поверьте: они абсолютно круглые.
Юбилейные дни не для того придуманы, чтобы любопытствующие трендели: "Сколько ей лет? Правда? Да не может быть!" Вовсе не для этого! Юбилейные дни придуманы, чтобы сказать юбиляру хорошие слова.
Когда Илзе закончила балетное училище, ее отцу, великому танцовщику ХХ века Марису Лиепе, предложили: "Вы хотите, чтобы ваша дочь танцевала в Большом? Прекрасно! Увольтесь из театра, на ваше место возьмем дочь".
Она начинала в кордебалете, как принято сейчас говорить, "зажигала" в характерных танцах, сольные партии ей не давали. И тогда Илзе решила устраивать свои собственные балетные творческие вечера, в которых будет танцевать то, что ей хочется. И она смогла. И у нее получилось. И она летала над сценой. Потому что танцовщица не имеет права ползать: балерина для нас, сидящих в зале и поглаживающих свои животы, эталон красоты, легкости и полета.
А потом была партия Графини в великом балете Ролана Пети "Пиковая дама" на музыку Шестой симфонии Чайковского. Графиня - Лиепа и Германн - Цискаридзе - это была совершенно необычная, ни на какие другие не похожая пара. Тот, кто видел, тот не забудет, а кто не видел, тому не расскажешь. Это были реальные и одновременно ирреальные люди. История про жизнь и в то же время про рок, судьбу. Это было по-балетному красиво и по-пушкински глубоко. Возникал какой-то иной уровень танца, если угодно, иной язык. Очень хорошие, виртуозные танцовщики по степени проживания и достоверности казались еще и драматическими артистами. Мистическая трагедия без слов под великую музыку... Мощно и незабываемо.
К тому времени у Илзе уже был немалый опыт работы в драматическом театре, и я счастлив, что во многом он связан с нашими совместными постановками. Трижды Илзе Лиепа играла в спектаклях, где я был и автором пьесы, и режиссером. Согласитесь, это круче, чем сходить в разведку.
А привел ее в драматический театр замечательный режиссер Владимир Иванов, поставивший пьесу Людмилы Разумовской "Ваша сестра и пленница". Прежде чем пригласить Илзе в свой спектакль, я решил посмотреть, как она играет. Первое же потрясение: замечательная балерина играет драму профессионально. Словно это не драматический дебют, а за плечами ее большой опыт драматической актрисы.
В ту пору я еще не знал: если Илзе что-то делает, то только профессионально. Играет на драматической сцене, пишет книги (в том числе сказки), преподает пилатес. Или по-настоящему, или никак... И это не то чтобы принцип, по-другому не умеет.
Наш первый спектакль - "Сон императрицы" в театре "Модернъ" (тогда он еще писался так, с твердым знаком). В моей пьесе Илзе предстояло сыграть императрицу Екатерину Великую. И вот первая репетиция. Замечательный актер Сергей Пинегин (ныне трудится в Театре имени Вахтангова), и она - звезда Большого театра. Сидим мы даже не в репзале, а в каком-то помещении, где рядом с нами висят костюмы. Холодно. Илзе укрывается платком, но молчит. Мы почти не знакомы, и я ожидаю, что вот-вот звезда балета начнет возмущаться...
Начала. Но совсем по неожиданному поводу. Репетиция длилась два с половиной часа (вполне нормально по меркам драмтеатра), и я сказал, что, мол, все, закончили... И вот тут Илзе возмутилась: "Как закончили? Мы же только начали!". Она же балетная, понял я. Привыкла работать до кровавых мозолей, до... пока не упадешь. Ей наши два с лишним часа - разогрев.
Потом мы сделали еще два спектакля в Театре Маяковского: "Рамки приличий" и "День рождения Синей Бороды". Оба по моим пьесам. "Синюю Бороду" я написал специально для нее. Мне очень хотелось, чтобы большую часть спектакля очаровательная Илзе играла... мужчину. И она это сделала виртуозно. Сыграла этого щеголя, молодого бойкого парня. А когда по сюжету она превращалась в красавицу, удивлялся не только Синяя Борода в виртуозном исполнении Сергея Рубеко, но и все зрители.
В юбилей мое главное пожелание: новых ролей. Будем ждать!
Навсегда запомнил "рецензию" на наш спектакль ее брата Андриса Лиепы: "Так смешно, что хочется плакать". Мы как раз про это и ставили.
Илзе Лиепа, да, балерина. Тут никаких особых доказательств не требуется. Но она, да, актриса. Она виртуозно умеет перевоплощаться. Издалека Илзе кажется несколько холодной, прибалтийской дамой. Из трех наших спектаклей два - комедии. Если бы вы знали, какой уморительно смешной она может быть! И хочет быть. Илзе не боится быть на сцене никакой, если необходимо для роли, она может превратиться в любую.
Сейчас Илзе организовывает вместе с братом вечера памяти своего отца, учит людей пилатесу, устраивает свои вечера... Наши внезапные встречи всегда радостны, но, в общем, наши пути разошлись.
И мне ужасно жалко, что народная артистка России почти ничего не играет на сцене и совсем редко снимается в кино. Жалко не столько ее - человек сам хозяин своей жизни - сколько нас, жителей.
Поэтому в юбилей мое главное пожелание: новых ролей. Будем ждать.