Предполагается, что раздел станет большим учебным пособием не только для всех защитников страны, но и, хочется верить, и судей.
"Мы должны знать и показывать положительные результаты наших коллег, это очень важно по нескольким причинам, - сказала "РГ" президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина. - Во-первых, таким образом мы проявляем уважение к адвокатскому труду. Во-вторых, это то, чем можно и нужно гордиться. В-третьих, в определенном смысле это ободрит тех наших коллег, у которых в практике оправдательный приговор еще не случился. Добавлю, что такая систематизация полезна с точки зрения юридической эрудиции: важно знать, как суд подходит к рассмотрению того или иного дела. Это также благодарность судьям, которые разобрались в деле и вынесли оправдательный приговор, вступивший в законную силу".
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в первом полугодии этого года по делам, рассмотренным в общем порядке судебного разбирательства и с участием присяжных заседателей, доля оправдательных приговоров составила 0,5 процента.
Оправданы были 966 человек, осуждены - 191 733.
"Вместе с тем огромный процент уголовных дел слушается в особом порядке (когда обвиняемый признает вину и судебное разбирательство в общем порядке не проводится), - продолжает Светлана Володина. - Так, за первое полугодие 103 357 человек были осуждены при применении особого порядка, а в отношении 24 655 человек дела прекращены. Говоря о результатах работы защитников в суде, справедливо ли не учитывать эти показатели?"
Надо ли нам волноватьcя по поводу того, что процент оправдательных приговоров невелик? На этот счет есть разные мнения. Представители судебной системы объясняют, что необходимо ориентироваться на другие критерии.
Эксперты Ассоциации юристов России, изучившие судебную статистику, также подчеркивают: никаких особо карательных уклонов в числах и цифрах правосудия не замечено.
Если брать, например, не только оправдательные приговоры, но и прекращенные по каким-то основаниям дела, то получится, что каждый пятый подсудимый уходит из зала без судимости. Формально его биография чиста. Впрочем, не все, чьи дела прекращены, могут считаться в полном смысле оправданными. У многих, например, дела прекращаются по истечении сроков давности.
"Характеристика уголовного судопроизводства складывается из целого ряда взаимосвязанных факторов и показателей. Изучение его эффективности только на основе количества оправдательных приговоров не позволяет прийти к научно обоснованным и объективным выводам", - полагает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова.
В свою очередь, советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Насонов считает, что стабильно низкий процент оправдательных приговоров - тревожный симптом. .
"Само наличие оправдательных приговоров в судебной статистике - показатель сущности и качества правосудия в стране", говорит он.
По его словам, систематизация оправдательных приговоров, которую начала ФПА, имеет существенное методологическое значение, поскольку позволит адвокатам использовать правовые позиции и формулировки описательно-мотивировочной части таких приговоров в речах, ходатайствах и жалобах.
"Обнародование такой информации будет способствовать повышению престижа адвокатуры и являться мощным мотивационным фактором для самих адвокатов, разрушая деструктивный миф о том, что в российском уголовном правосудии ничего не добиться, и адвокат лишь исполняет роль бесправного статиста", - говорит Сергей Насонов.
Вот примеры из практики, которые уже нашли в ФПА. В Ленинградской области были оправданы двое сотрудников нефтяного завода, обвинявшихся в нарушении правил безопасности, которое повлекло взрыв газа, унесший жизни четырех человек. Суд счел, что доказательства, предъявленные стороной гособвинения, недостаточны для бесспорного вывода о виновности подсудимых.
Одного из них защищал вице-президент ФПА РФ, президент АП Ленинградской области Денис Лактионов. По его мнению, уголовное преследование было продиктовано желанием правоохранителей во что бы то ни стало "найти виноватых".
Судебная коллегия по уголовным делам Сахалинского областного суда оставила в силе оправдательный приговор пенсионерке, ранее обвинявшейся в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью своему сожителю, повлекшего смерть по неосторожности. Обвинение пыталось оспорить вердикт присяжных, но суд не согласился.