20.11.2023 13:39

В геноме борщевика оказалось вдвое больше генов, чем ожидалось

Впервые проанализировав геном борщевика Сосновского, ученые из Сколтеха и Института проблем передачи информации РАН обнаружили, что число генов у него почти в два раза больше, чем у большинства других растений. Результаты исследования будут полезны в медицине и фармакологии.

Борщевик Сосновского - ядовитое растение, широко распространившееся за пределы своей естественной среды обитания на Северном Кавказе и представляющее серьезную угрозу для экосистем и человеческого здоровья. Борщевик быстро растет и захватывает большие площади, подавляя местную флору. Это может приводить к снижению биоразнообразия и вытеснению других видов.

Российские ученые выяснили, что у борщевика около 55 тысяч генов, тогда как у большинства растений от 25 до 35 тысяч. Почему? По мнению ученых, у многих генов борщевика есть несколько дополнительных копий. "Это достаточно необычное явление. Многие из генных семейств борщевика, в которых произошло резкое увеличение числа генов, связаны с синтезом вторичных метаболитов. Это именно те вещества, которые придают борщевику его опасные свойства", - говорит один из авторов работы Мария Логачева.

Знание геномных особенностей борщевика Сосновского позволит определить и изучить уникальные биоактивные молекулы, которые могут использоваться в создании новых лекарственных препаратов и терапевтических подходов для лечения кожных заболеваний. Также они могут помочь в разработке методов биологического контроля и проведения мониторинга этого опасного вида.