По словам директора Центра исламской экономики и финансов при Российском исламском институте Рустама Нургалеева (Казань), в результате эксперимента будут отработаны все модели исламского финансирования, а также предложены все необходимые рекомендации к исправлению правовых норм, актов и соответствующих документов Российской Федерации касаемо банковской сферы, финансирования и налогообложения.
Он добавил, что исламский банкинг не будет сугубо конфессиональным, что позволит представителям других вероисповеданий также пользоваться его услугами. Это повысит заинтересованность населения к продукту в целом. Уже сейчас некоторыми предложениями исламского банкинга пользуется до 60% клиентов немусульманского вероисповедания, отмечает Рустам Нургалеев. Речь идет об инвестиционном продукте, который длится на протяжении пяти лет, он был разработан Центром экономики и финансов в Исламском университете. В какой-то момент был произведен анализ клиентов по их фамилиям, в результате было выявлено до 60% потенциальных клиентов немусульманского вероисповедания. Это говорит о том, что данный продукт может быть интересен всем представителям России.
Кроме того, по итогам эксперимента планируется создать максимально благоприятную финансовую атмосферу для привлечения потенциальных инвесторов из арабо-мусульманских республик. По словам Рустама Нургалеева, такие условия могут кардинально изменить будущую историю России в лучшую сторону. Сейчас Татарстан является одним из четырех пилотных регионов, где реализуется экспериментальный законопроект исламского банкинга.
"Его суть заключается в том, чтобы на примере отдельно взятых регионов проверить, насколько возможно внедрение исламских принципов в экономику, в банкинг, торговлю, насколько это реально для российского правового поля, и насколько это интересно и востребовано с точки зрения потребителя. Мы, мусульмане, искренне веруем в то, что те принципы, которые заложены в исламские финансы, они общечеловеческие - позитивные и благостные с точки зрения всего оздоровления экономики. В то же время, исламские финансы это не только про мусульман, и не только для мусульман", - отмечает директор Центра Исламской Экономики и Финансов при Российском Исламском Институте Рустам Нургалеев.
По его словам, принципы исламского банкинга построены на основе божественного писания, где нет ничего пагубного, что может разрушить или плохо повлиять на нравственность и на общество в целом. Так, исламские финансы идут вдали от распространения алкогольной и табачной продукции, а также от распространения ценностей, которые противоречат общей этике и морали. Исламские финансы не имеют ссудного процента.
Экономические институты существуют в понятии партнерства, то есть банковская структура или исламский банк не просто дает деньги под проценты отдельно взятому лицу, а вступает с ним в партнерские отношения. Это некое распределение рисков и прибыли, другой взгляд на экономическую систему, но с точки зрения привычных продуктов - например, покупки автомобилей или квартиры в рассрочку.
"Приведу пример. Есть три стороны процесса: клиент, нуждающийся в квартире, также есть застройщик и финансовая структура. В привычной банковской системе при оформлении ипотеки предоставляется кредитование под проценты. Но при таком подходе банк абстрагирован от всех проблем и забот своего клиента. В исламском банкинге работают правила партнерства, когда финансовая структура выкупает под тебя нужную квартиру, просчитывает примерно ту же самую экономическую цену, что и при ипотеке, и делит эту сумму на ровно распределенные доли", - отмечает Нургалеев.
Он добавил, что клиент сразу же становится собственником своей квартиры с отсрочкой платежа. В классическом варианте, при ипотеке, человек живет в квартире, которую может потерять в случае возникновения сложной экономической ситуации. При этом квартиру придется продавать далеко не по рыночной стоимости, а по цене сбыта. Обременение определенного характера, в исламском банкинге, конечно, есть. Однако в случае, когда человек собирается продавать квартиру, обременение тут же будет снято в момент продажи и ее можно будет продать по рыночной цене. Для потребителей в исламском банкинге нет такого понятия, как кредиты, операции построены на рассрочке. Что касается межбанковских отношений, там существуют беспроцентные кредиты.
"В нашей практике отсутствуют страховки, пени, комиссии. Если, например, клиент просрочивает свою задолженность, то в обычном традиционном банке на него накладываются штрафные санкции. У нас это отсутствует, но мы, конечно же, делаем ликвидный залог, который, если что, мы можем продать, - отмечает сотрудник Финансового дома "Амаль" Карина Усманова - Условия инвестиций также сильно отличаются. Если в обычных вкладах после смерти клиента счет замораживается, то в исламском банкинге инвестиции продолжают работать до наступления шести месяцев - того момента, когда наследники вступают в законную силу".