Машков вырос в Сибири в Новокузнецке, городе, где все проблемы решали кулаками. Он уже тогда не вписывался ни в какие форматы, но при этом был добрым и отзывчивым. Дружил с детдомовцами. Его родители были известными в городе людьми. Наталья Ивановна Никифорова и Лев Петрович Машков 20 лет проработали в местном театре кукол. Мама - режиссером, отец - актером. Они предоставляли сыну полную свободу и сами страдали от его независимого и часто неуправляемого характера. Оказывается, в детстве Володя, выросший среди театральных декораций, и не мечтал быть артистом. Только биологом! Он обожал животных, тащил в дом больных кошек и собак, но подлинной страстью мальчика были насекомые.
Однако гены взяли свое - парень поступил в Новосибирский театральный институт, откуда был очень скоро отчислен. И всему виной строптивый характер. Но он не сдался и отправился в Москву. Свой театральный вуз и своего Мастера нашел лишь с третьей попытки. Первым поверил в большое будущее свободолюбивого студента, разглядел не только талант, но и характер, задатки будущего лидера - Олег Табаков.
Режиссеры Алексей Учитель, Денис Евстигнеев и Карен Шахназаров рассказали в документальном фильме, как работали с Машковым, о его трудолюбии и энергии. Актер фантастически предан профессии. И близким. После смерти Олега Павловича Табакова он принял решение возглавить легендарную "Табакерку", при этом продолжает сниматься.
А "РГ" к громкой дате выбрала семь фильмов, в каждом из которых Владимир Машков сыграл главную роль - нам они кажутся особо показательными.
И фильм, и Машков буквально ворвались на киноэкраны страны в середине 90-х. История о простых лимитчиках, покоривших Москву, попала в нерв времени. Многие узнавали в главных героях себя - молодых, наивных, честолюбивых. По большому счету и играть в этой картине Машкову ничего было не нужно. Он сам - вчерашний лимитчик, приехал покорять Москву в середине 80-х, жил в общаге без гроша в кармане, голодал, как все студенты. Кстати, соседом Машкова в общежитии, когда делили одну курицу на всех, был Евгений Миронов.
Здесь Машков играет музыканта Алексея, который приехал в США, чтобы разыскать родную дочь. Его бывшая жена Елена тайком уехала с ней туда без ведома отца. Проходит четыре года, и вот уже Алексей в Штатах, но Елена не позволяет дочке Ане с ним видеться. Но музыкант преодолевает все преграды, и вот уже они с дочкой, которая не говорит по-русски, бегут в Мексику, чтобы оттуда уехать в Россию. В дороге девочка заболевает, герой Машкова попадает в тюрьму, но финал картины оптимистичен: дочь находит отца и предлагает ему лететь домой к бабушке. Сцена в фильме, когда Алексей в нелепом коричневом костюме стоит на американской лужайке в предвкушении встречи с дочкой, - незабываема. Машков в своем герое воплотил собирательный образ многих отцов, которые оказались разлучены со своими детьми.
Фильм получил множество наград как в России, так и на международных кинофестивалях. Он построен как воспоминания маленького мальчика, которому некий Толян практически заменил отца. Машков великолепно сыграл этого Толяна - вора, прикрывающегося военной формой, с татуировкой Сталина на груди. Он учил сына своей очередной возлюбленной, которая на недолгий период стала его женой, как быть мужчиной, заодно показывая ему приемчики воровского ремесла. Проблема безотцовщины в воюющей стране стояла остро. Образ Толяна впечатался в память мальчишки на всю жизнь, и он всегда искал его в различных житейских ситуациях. Пять призов "За лучшую мужскую роль" получил Владимир Машков за эту картину.
И снова собирательный образ, в котором многие узнавали стремительно разбогатевших в конце ХХ - начале ХХI века в России людей. Герой Машкова - Платон Маковский - младший научный сотрудник, который стал ворочать миллионами. Фильм - экранизация книги Юлия Дубова "Большая пайка". Машков сыграл, как всегда, показательно и многогранно.
Актерская судьба Машкова началась с роли Абрама Шварца в спектакле "Матросская Тишина" по одноименной пьесе Александра Галича. Олег Табаков доверил 20-летнему парню сыграть старика. Этот спектакль стал легендой "Табакерки". Уже потом Машков, как режиссер, снял фильм "Папа" и сыграл в нем тоже главную роль. Ему было уже 40 лет. Затем спектакль воссоздали - уже в Театре Олега Табакова. Пронзительная история об отце и его сыне, о том, как сын стеснялся отца, когда стал выбиваться в люди, и как война расставила нравственные приоритеты.
Сериал, который до сих пор ставят в эфирную сетку телеканалы, рассказывает о борьбе советской власти с преступностью в послевоенное время в Одессе. Машков сыграл следователя Давида Гоцмана так ярко, что позднее в городе поставили ему памятник, а фраза Гоцмана "картина маслом" ушла в народ. И герой Машкова, и сериал также стали народными. Роль Гоцмана вполне сравнима с ролью следователя Глеба Жеглова, которого сыграл Владимир Высоцкий в фильме "Место встречи изменить нельзя".
В первом фильме, снятом в космосе, Машков сыграл роль Константина Волина, руководителя полетов. На его плечах огромная ответственность. Именно Волин по сюжету утверждает для полета в космос кандидатуру Евгении Беляевой - героини Юлии Пересильд. Именно Волин разрешает ей закончить операцию в космосе. Поскольку уже и в реальной жизни Машков - крупный руководитель и ему также приходится отвечать за театр и за артистов, многое из того, что воплощено в роли, знакомо ему не понаслышке.
Невероятным успехом пользовался спектакль "Номер 13", поставленный Владимиром Машковым на сцене МХТ. Режиссер доказал, что может ставить яркие, зрелищные, а главное - коммерчески успешные спектакли. Но и на этом он не остановился: на самом пике своей карьеры махнул в Голливуд, не зная ни слова по-английски. И не только выучил язык, но и снялся в нескольких картинах с Томом Крузом и Робертом Де Ниро. Однако вернулся домой, видимо, играть второстепенные роли - не в его характере.