В специально изданном в понедельник от его имени коммюнике указано, что уходящий президент Альберто Фернандес и министр экономики Серхио Масса продолжают нести полную ответственность за судьбу аргентинцев. Офис Милея также сообщил, что имена новых министров и глав ведомств не будут озвучены до официального вступления в должность президента.
В интервью одной из радиостанций политик подтвердил свое намерение приватизировать все, что только можно, включая национальную нефтегазовую компанию YPF. Он также заверил, что не отказывается от планов долларизировать экономику и в перспективе распустить Центробанк. Рассуждая о будущем YPF, Милей подчеркнул, что намерен сначала "навести порядок" внутри компании, увеличив стоимость ее акций на бирже, а затем "продать подороже на благо всех аргентинцев". Эта приверженность либертарианца к тотальной распродаже госимущества и стремление сотрудничать только со странами "свободного мира" генерируют в экспертном сообществе массу вопросов. Если отбросить весь эпатаж, электоральный популизм и противоречащие заявления, то до конца не ясно, в чьих все-таки интересах действует политик.
В беседе с корреспондентом "РГ" аргентинский военно-политический обозреватель, автор ряда книг по международной проблематике Марсело Рамирес отметил, что для понимания места нынешней Аргентины на геополитической карте и вероятных "покровителей" Милея необходимо разобраться в некоторых вопросах, которые обычно остаются незамеченными в СМИ. По его мнению, Милей на самом деле никакой не фашист, как его рисуют некоторые медиа, а самопровозглашенный анархо-капиталистический минархист. Он теоретик без опыта работы в государственных структурах и идеалист до мозга костей. Он верит в модель минимального участия государства в жизни общества, но не верит в некоторые догмы, пропагандируемые Западом и являющиеся ядром "Повестки-2030".
"Его избирательная кампания зародилась во многом на утверждении, что западная гендерная идеология искусственно навязывается обществу и нарушает священные свободы личности. При этом Милей ранее жестко критиковал Байдена за заигрывание с социалистическим крылом демпартии, указывал на его возраст и недееспособность американского президента, называл его "тепленьким лидером". Рамирес утверждает, что реальность неумолима и предвыборные лозунги, в том числе гипотетический разрыв отношений с Китаем и Бразилией, будут стерилизованы местной экономической действительностью. "В нынешних условиях невозможно не сотрудничать с этими странами. С Китаем так или иначе придется торговать", - убежден аргентинец. Кроме того, подчеркнул Рамирес, уже сейчас проявляются четкие намеки на разногласия между нынешней американской администрацией и Милеем. Так, американский посол в Аргентине Марк Стэнли после оглашения результатов выборов в поздравительном сообщении сделал особый акцент - в США рассчитывают, что новый президент присоединится к политике Вашингтона в области прав человека, то есть гендерного равенства, и борьбы с изменениями климата. В схожих тонах были оформлены поздравления и от других американских функционеров.
То есть публично Штаты уже установили Милею четкие рамки, в которых тот должен двигаться, если хочет наладить плодотворные отношения с Америкой. Но эти рамки противоречат его предвыборным предложениям, которые сделали его популярным, и это одна из причин, почему он изначально не был идеальным кандидатом на президентский пост для администрации Джо Байдена. "Уверяю вас, в Аргентине немало политиков, которые на 100 процентов поддерживают Вашингтон, и практически все соперники Милея соответствовали этому критерию, в том числе Серхио Масса (Масса ранее имел кличку "друг Белого дома". О его тесных связях с госдепартаментом США стало известно в том числе после обнародования в 2010 году секретных документов из посольской переписки проектом WikiLeaks. - Прим. "РГ"). Но на выборах случилось непредвиденное и победил Милей. И он не был вариантом "номер один" для Соединенных Штатов", - отметил Рамирес. Новость о том, что Милей посетит до инаугурации США, не является чем-то новым. Поездки в Штаты - это обычай почти всех местных политиков, которые ищут благословения перед выборами, а затем публично демонстрируют подчинение американцам. При этом, указал Рамирес, мало кто воспринимает это как некое попрание государственного суверенитета.
Президентство Милея ставит под вопрос поддержание американцами выгодной для них региональной стабильности. Ведь Штатам, отмечает эксперт, долгое время удавалось находить общий язык с разными правительствами региона и сдерживать недовольство, в том числе "левых" сил. При этом интересы многих современных "левых" на континенте на самом деле во многом совпадают с интересами администрации Байдена, что особенно заметно в случае с "коммунистом" Габриелем Боричем в Чили.
"К примеру, американцам не нужна такая фигура, как Милей, чтобы сдерживать региональную экспансию Китая или других геополитических соперников США. Ведь благодаря "усилиям" правительств Маурисио Макри и Альберто Фернандеса Штатам и так в значительной степени удалось купировать китайские, а также российские инвестиции в наиболее чувствительных областях аргентинской экономики, таких как инфраструктура, энергетика и оборона", - отметил эксперт.
Рамирес убежден, что если Милей не подчинится США и пойдет по пути того самого анархо-капитализма, вероятная дестабилизация Аргентины может привести к разрушению тех установок, что Вашингтон столь усердно, в том числе с помощью "мягкой силы", сеял все эти годы на аргентинской земле. С другой стороны, по мнению собеседника "РГ", нельзя исключать, что Милей в действительности не играет в команде "вашингтонского обкома" или политического коллективного Запада, а представляет интересы крупного, возможно, транснационального капитала.
Важной неизвестной в уравнении будущего правления Милея также станут его взаимоотношения с парламентом. Политик не обладает необходимым числом парламентариев для формирования большинства, а это значит, что ему придется договариваться со столь "ненавистными" ему политическими силами всевозможных спектров не только для того, чтобы протащить необходимые законопроекты, но и чтобы банально удержаться у власти.
Очевидной проблемой станет вопрос смены песо на доллар США и ликвидация Центробанка, поскольку положения о национальной валюте и финрегуляторе страны прописаны в конституции. Для того чтобы изменить основной закон, политику потребуется поддержка двух третей парламентариев обеих палат Нацконгресса, а в случае с приватизацией YPF еще и согласие всех аргентинских провинций.