Почему важно обновление парка общественного транспорта в регионах России

В День работника транспорта 12 российских регионов получили 567 новых троллейбусов, автобусов и электробусов. В церемонии по видеосвязи принял участие президент Владимир Путин. Он отметил, что общественный транспорт становится все более популярным и востребованным, и поручил повышать его скорость и комфорт.
Александр Калугин

"Люди выбирают его как более быстрый и экономичный. В нашей стране только автобусами, троллейбусами и трамваями каждый год в общей сложности перевозится свыше десяти миллиардов человек. И, безусловно, необходимо комплексно улучшать систему таких перевозок, причем не только в крупных агломерациях, но и в средних и малых городах, в сельских территориях", - подчеркивает глава государства.

Острая необходимость обновления парков общественного транспорта возникла на фоне старения и выработки ресурса техники. По оценке главы Минтранса РФ Виталия Савельева, средний возраст автобусов в регионах составляет 8 лет (при нормативном сроке службы от 7 до 10 лет). В целом российский парк насчитывает 342,5 тысячи автобусов, но свыше 270 тысяч единиц транспорта эксплуатируется за пределами средних сроков службы. Возможность самостоятельного обновления подвижного состава имеется только у крупных агломераций, остальные нуждаются в господдержке.

По словам Виталия Савельева, регионам доступно уже семь программ поддержки, три из которых стартовали в текущем году. Они позволяют приобретать транспорт на льготных условиях. В частности, широко используются механизмы льготного лизинга, привлекаются средства Фонда национального благосостояния, субсидируются проекты по развитию городского транспорта. С этого года дополнительным механизмом стали специальные казначейские кредиты (СКК). За их счет регионы получат более 3500 автобусов, которые выйдут на 3000 маршрутов, связывающих деревни с райцентрами и различными соцобъектами. В общей сложности для приобретения новых автобусов между 73 регионами распределено 50 млрд рублей таких кредитов.

Первыми обновление парка общественного транспорта с помощью СКК начали Нижегородская и Смоленская области, получившие в сентябре 24 и 28 автобусов соответственно. Под действие программ попадают машины разных классов и торговых марок. Их реализацией, продвижением и сервисным обслуживанием занимаются дистрибьюторы, такие, например, как один из лидеров отечественного рынка "ГК "Современные транспортные технологии". Выбор регионов зависит от климатических и дорожных условий, от пассажиропотока. Так, в Амурскую область передали 25 ПАЗов.

"Эта марка очень хорошо себя зарекомендовала у нас в области, - сказал на церемонии передачи автобусов губернатор Амурской области Василий Орлов. - К нашим климатическим условиям эти автобусы приспособлены, оборудованы дополнительными подогревателями салона, оборудованием для маломобильных граждан, видеонаблюдением и многими другими необходимыми устройствами. У нас из этих 25-ти машин 20 пойдут в Тынду. 50-летие БАМа будем праздновать в следующем году, и считаю, что эти автобусы будут очень хорошим подарком горожанам".

На маршруты Чеченской Республики выйдут 50 ПАЗов, поставка еще 50-ти запланирована до конца января 2024 года. Они будут обслуживать 37 социально значимых маршрутов. "Автобусы оснащены тахографами, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС", - уточнили в Росавтодоре.

"Все машины разработаны в собственном инженерном центре, они высоколокализованы, производятся по полному технологическому циклу", - рассказал Андрей Софонов, председатель совета директоров Павловского автобусного завода.

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области, на территории которой выпускаются ПАЗы, отмечает: "Мы в рамках программы закупаем для региона 306 новых автобусов, при этом целенаправленно поставляем технику не в областной центр, а для обслуживания маршрутов в малых городах и на сельских территориях. Эти населенные пункты тоже нужно поддерживать обновлением, причем, наверное, в первую очередь, потому что здесь самый высокий износ подвижного состава - в среднем более 85%".

В крупных городах востребованы автобусы среднего и большого класса. Такие машины производятся, к примеру, Ликинским автозаводом. Так, модели "ЛиАЗ-5292" предназначены для работы на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком. Пассажировместимость такого автобуса может достигать 114 человек. Машины адаптированы для маломобильных граждан, мам с колясками, пассажиров с самокатами и даже собак-поводырей. В регионы они поставляются также в модификации CNG, работающей на компримированном природном газе, что актуально для улучшения экологии.

"В ходе комплексной программы развития города-героя Волгограда мы осуществляем перевод автобусного парка на газомоторное топливо. По итогам 2024 года уже порядка 90% автобусов Волгограда будет работать на газовом топливе", - проинформировал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Кстати, этот регион получил 50 низкопольных автобусов, а к концу года их количество возрастет до 136-ти.

Ну и по-прежнему популярностью пользуются маневренные и быстрые машины малого класса, такие как отечественное семейство "Газель NEXT". Эти машины одинаково надежно зарекомендовали себя как на городских дорогах, так и на межмуниципальных маршрутах, где пассажиропоток ниже. Последние модификации указанной линейки машин отличаются увеличенным объемом пассажирского салона, удобными сиденьями, а также практичностью, что повышает комфорт в пути, особенно если ехать надо в отдаленное село.

"Подчеркну, что модернизация парка общественного транспорта обязательно должна быть продолжена. Конкретные поручения на этот счет уже были даны, в том числе по итогам заседания Президиума Госсовета в августе текущего года. Рассчитываю на их безусловное выполнение, а также жду от правительства предложения по наращиванию темпов обновления парка общественного транспорта в регионах", - сказал Владимир Путин в ходе церемонии передачи автобусов регионам.

"Важно и то, - напомнил он, - что данные меры обеспечивают развитие мощностей российских производителей техники и их многочисленных смежников, способствуют формированию новых отечественных технологических платформ".