Уже на десятые числа ноября в России было убрано больше 95% площадей под зерновыми и намолочено 147 млн тонн (с учетом новых регионов), оценивала первый замглавы минсельхоза Оксана Лут. Это всего на 6,5% меньше, чем в прошлом году. Совершенно точно можно говорить, что это будет второй результат после прошлого года (почти 158 млн тонн зерна). Недавно премьер-министр Михаил Мишустин говорил, что аграрная отрасль стала одним из локомотивов отечественной экономики. С урожаем в этом году все прекрасно - высокие или близкие к рекордным показатели будут в зерне, масличных, картофеле, сахарной свекле и других культурах, подтверждает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько.
Осталось доубрать кукурузу, подсолнечник, масличный лен, сахарную свеклу.
При этом в 2022 году многие аналитики прогнозировали существенное снижение урожая (чуть ли не в полтора раза), но этого не произошло. Рылько говорит, что агропром - инерционная отрасль. Запас прочности в отечественном АПК был накоплен за последний десяток лет весьма неплохой. Но теперь этот накопленный "жирок" аграрии активно "сжигают" - рентабельность в растениеводстве серьезно снижается из-за растущих издержек на фоне относительно невысоких цен. Риски будут накапливаться и сказываться не сразу, а постепенно, говорит эксперт.
Например, в этом году удалось безболезненно решить вопрос с обеспеченностью семенами. Но уже в 2024 году, когда ограничения для иностранных компаний будут более жесткими, в таких отраслях, как производство подсолнечника, кукурузы, сахарной свеклы, риски по части обеспеченности качественными семенами возрастают. Также рано или поздно скажется снижение темпов обновления парка техники на фоне высоких цен на запчасти. В средствах защиты растений тоже готовятся ограничения на импорт, в связи с чем у нас повысится доля дженериков, что, наверное, не самый оптимальный вариант для развития отрасли, говорит Рылько.
И что самое главное: на стоимость продуктов на полке такие высокие объемы производства оказывают относительно слабое влияние, говорят эксперты. В прошлом году вообще был получен рекордный за всю историю страны результат, но цены на продукты растут. И, наоборот, были моменты, когда при скромных урожаях цены на продукты в России росли гораздо меньше, отмечает Рылько.
По его мнению, гораздо большее влияние оказывают общеэкономические факторы: курс рубля, экспортные и импортные пошлины, кредитно-денежная политика (в частности, высокая ключевая ставка, из-за чего растет стоимость кредитов), результирующая инфляция.
"Если в стране производится продовольствия больше, чем нужно (а, например, в зерне излишков уже почти половина от общего объема), нам его нужно экспортировать. И мы смотрим на внешние цены, которые могут быть совсем другие. И тогда наши цены тоже неизбежно меняются. По каждому продукту есть прямая или косвенная связь с мировым рынком", - поясняет он. Правда, снижают эту зависимость экспортные пошлины, которые введены для зерна и другого продовольствия.
А в животноводстве подводит птица и, соответственно, яйца, цены на которые растут ошеломляющими темпами ввиду дефицита кадров на птицеводческих предприятиях, повышенного спроста и сложной эпизоотической ситуации. Впрочем, власти стараются сгладить этот рост цен - запретом на экспорт курицы и открытием беспошлинного импорта.
Хороший урожай, безусловно, является сдерживающим, но далеко не единственным фактором ценообразования, согласен заместитель председателя правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Леонов. "На цены большинства товаров глубокой степени переработки традиционно влияет ряд факторов: динамика на рынке сырья, логистики, упаковки, баланс спроса и предложения, сезонность, курс и другие", - поясняет он.
Среди негативных предпосылок он называет удорожание логистики (средний рост на 35% с начала года), рост тарифов ЖКХ, ставок по кредитам для бизнеса, ослабление рубля, спровоцировавшее рост цен на импортные составляющие себестоимости: ингредиенты, оборудование, комплектующие и запчасти, используемые российскими производителями.
В свою очередь, преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Мельникова напоминает о летнем кризисе с топливом - дефицит удалось ликвидировать, но цены на топливо выросли.
Летом наблюдалось традиционное снижение цен на плодоовощную продукцию, но сейчас они на большинство продуктов вернулись на уровень весны 2023 года, а на некоторые оказались выше (прежде всего на импортируемые товары). Плюс к этому в ноябре начинается сезонное подорожание продуктов к новогоднему столу - икра, красная рыба, алкогольная продукция, кондитерские изделия, экзотические фрукты, говорит Мельникова.
"Поэтому высокий урожай вряд ли заметно повлияет на цены в текущем сезоне", - делает вывод Леонов.